Среди опубликованных материалов, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга, была статья "Из Санкт-Петербурга в Петергоф по морю и посуху" (см. "Наука и жизнь" № 5, 2003 г.), рассказавшая о путях сообщения Северной столицы с ее знаменитыми пригородами на южном берегу Финского залива. Сегодня транспорт в предместьях Питера продолжает развиваться. Совсем недавно специалисты представили новый проект наземного общественного транспорта "Удобный автобус". Так назвали автобус особо большой вместимости "Волжанин-6270", производство которого освоил автозавод в городе Волжском Волгоградской области.
15-метровый гигант "Волжанин-6270" будет регулярно ходить по загруженным, лишь частично дублируемым железной дорогой направлениям : Санкт-Петербург - Стрельна - Петергоф - Ломоносов и Санкт-Петербург - Красное Село. В ближайшее время на обеих автотрассах появятся обособленные полосы движения, так называемые коридоры для автобусов, которые будут сами прокладывать себе "зеленую волну". Дело в том, что каждую машину новой серии оснастят инфракрасными излучателями, автоматически переключающими светофоры по пути следования на зеленый сигнал.
Автомобильные пробки на перекрестках уйдут в прошлое, время в пути сократится почти вдвое, а это значит, что затраты, оцениваемые предварительно в 8-9 млн долларов, будут не напрасными. Кстати, во Франции и ряде других стран Западной Европы автобусные коридоры с приоритетным проездом перекрестков существуют без малого 30 лет. Курсирующие по ним экспрессы пользуются большой популярностью. Многие оживленные маршруты со временем трансформировались в линии скоростного трамвая или скоростного метро, так что у "Оранелы" - линии скоростного электротранспорта, о которой шла речь в упомянутой статье, вновь появляется шанс быть достроенной.
А железнодорожники отметили юбилей Санкт-Петербурга пуском нового скоростного электропоезда. Трижды в сутки от платформы реставрированного Балтийского вокзала отправляется подаренный москвичами красавец экспресс ЭМ2-026 повышенной комфортности, преодолевающий путь до Ораниенбаума с четырьмя промежуточными остановками всего за 44 минуты.
В первый рейс электричка ушла 25 мая 2003 года. Ее торжественно провожали не только транспортники, но и многие петербуржцы и руководители города. Рядом с белоснежным, похожим на стрелу электропоездом ХХI века на путях стоял доставленный по такому случаю из Музея Октябрьской железной дороги поезд довоенных лет, курсировавший между Балтийским вокзалом и Ораниенбаумом еще в начале 1930-х. Вокруг музейного экспоната выстроился почетный караул из служащих, одетых в железнодорожную форму той поры. Герой нашего рассказа - электропоезд ЭМ2-026 принял у своего видавшего виды собрата эстафету. Но наступит время, когда и он станет историей. На смену придут еще более совершенные поезда, которые подарят железной дороге новые фантастические скорости и новый уровень комфорта.