1. Как животные защищаются от паразитов? Постарайтесь предложить как можно больше разных способов.
2. Многие растения и животные обитают на поверхности тел других растений или животных, но не поедают хозяев. В чем могут состоять преимущества такого образа жизни для "поселенца"? А для хозяина? По возможности подтвердите ваши соображения конкретны ми примерами.
3. Каждую зиму на пруды одного греческого фермера, разводящего форель, прилетают утки и, взмучивая и загрязняя воду, вредят поголовью рыб. Возмущенный фермер решил пожаловаться в посольство страны, откуда эти утки прилетают. Предложите как можно больше способов, с помощью которых он мог бы определить родину уток.
4. Дети на даче ведут разговор:
- Ты заметил, маму комары почти не кусают, а папа жалуется на них каждый день и действительно ходит весь в волдырях!
- Не только заметил, но и придумал несколько причин этого различия. Теперь нужно решить, как проверить разные варианты...
А какие объяснения и способы их проверки можете предложить вы?
5. Какие свойства микроорганизмов можно изучать без микроскопа?
6. "Головокружение случается от голода, при резком подъеме или спуске, в горах, от кружения на карусели, от потери крови, у беременных и, наконец, от успехов. Это хороший пример того, как разные воздействия запускают один и тот же физиологический механизм", - считает физиолог доктор Литвинус. Согласны ли вы с доктором? Чтобы аргументировать ваше мнение, объясните, каковы физиологические механизмы головокружения в каждом из указанных случаев.
7. Опишите возможные механизмы действия противоядий (веществ, которые вводятся в организм, чтобы свести к минимуму негативные последствия отравления тем или иным ядом).
(Во вступительном задании использованы материалы Биологической олимпиады школьников МГУ.)
В ответах можно использовать и факты, найденные в литературе, и собственные идеи. Просим для сведений, почерпнутых из книг, приводить ссылки на источники.
Учащимся 8-х классов необходимо решить задачи 1-5, девятиклассникам - задачи 3-7.
Работу следует выполнить на русском языке в тетради; на обложке укажите свою фамилию, имя, отчество, полный домашний адрес с индексом, номер школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с работой пришлите конверт с маркой и заполненным адресом (для отправки вам решения приемной комиссии).
Работа должна быть отправлена не позднее 30 апреля 2004 г. Наш адрес: 119234, Москва, Воробьевы горы, МГУ, ОЛ ВЗМШ-Биология, конкурс.