Компьютеру МКС успешно пересадили новое «сердце»

Европейское космическое агентство (ЕКА) объявило об устойчивой работе компьютерной системы управления данными (Data Management System — DMS) на МКС после замены старых печатных плат на новые в компьютерах российского сегмента «Звезда» в 2019 году. Работа проводилась совместно с РКК «Энергия» и компанией Airbus.

Международная космическая станция представляет собой современную лабораторию со сложным оборудованием. Фото: ЕSА.

Эксплуатация МКС, как планируют Роскосмос и ЕКА, должна продлиться до 2030 года. Правильное положение и навигацию орбитальной станции поддерживают несколько компьютеров. Кроме того, компьютеры системы управления данными в российском модуле «Звезда», созданные более 20 лет назад компанией Airbus, собирают информацию, обеспечивают связь и операции для российского сегмента. Внезапный сбой в их работе может привести к катастрофическим последствиям. Для бесперебойной работы параллельно действуют три блока — два активных и один в режиме ожидания. Четвёртый компьютер — запасной, он используется, как только в одном из компьютеров в рабочем режиме возникают проблемы.

После нескольких лет эксплуатации инженеры заметили, что большинство сбоев на наземных и орбитальных компьютерах происходит в модулях памяти на одной из печатных плат. Каждый раз неисправный компьютер возвращали на Землю для ремонта, а затем снова запускали, что требовало много времени и не обеспечивало устойчивую работу.

После долгих технических обсуждений и испытаний на Земле инженеры пришли к выводу, что решением проблемы может стать новая печатная плата той же формы и функциональности, но построенная с использованием современных компонентов.

По замыслу апгрейд компьютерных плат должен был произвести космонавт непосредственно на космической станции в невесомости. Это непростая операция, учитывая, что компьютеры не были предназначены для обслуживания на орбите, а блоки закрывались маленькими винтами, которые кое-где оказались даже приклеенными. Операцию «по пересадке» инженеры и российские космонавты отрабатывали на Земле, чтобы затем провести её в космосе без риска.

Убедившись, что такой подход сработает, новые компьютерные платы в 2018 году отправили на космическую станцию. Вышедший из строя компьютер на МКС в ожидании новых материнских плат оставался на орбите. Когда новые детали и обученные астронавты прибыли, команды решили использовать неисправный блок как тестовый.

В январе 2019 года старую плату заменили на новую. Космонавты убедились, что компьютер успешно пережил «операцию», но не были уверены, что он полностью пригоден к работе. Поэтому приняли решение дождаться следующего сбоя одного из компьютеров со старыми платами, прежде чем устанавливать блок, перенёсший «пересадку», и за это время полностью его испытать. В ноябре 2019 года, после того как в одном из старых компьютеров возникли проблемы, он был заменён на новый. В настоящее время специалисты РКК «Энергия», ЕКА и Airbus подтвердили, что всё работает должным образом. Новое решение требует менее дорогостоящей транспортировки на околоземную орбиту, поскольку происходит замена не целых блоков, а только плат. Кроме того, время ремонта теперь сократилось с шести месяцев до нескольких дней.

ЕКА также сообщает, что для нового проектируемого российского многофункционального лабораторного модуля «Наука», который должен быть запущен на МКС в конце 2020 — начале 2021 года, построены новые отказоустойчивые компьютеры.

По информации Европейского космического агентства.