БАГАЖ ДЛЯ ВЫСОКОГО ПОЛЕТА

М.А.Погосян

В этом номере на 1-й странице обложки напечатан логотип "ОКБ Сухого". Это означает, что в новом году читателей журнала ждет цикл статей о лучших самолетах России. Предваряя серию материалов, на вопросы нашего корреспондента отвечает генеральный директор АООТ "ОКБ Сухого" и АВПК "Сухой" Михаил Асланович Погосян.

М. А. Погосян (на переднем плане) готовится к полету.
Су-47.
Су-31.
Пара Су-26.
Су-27.

- Более ста лет тому назад российский интеллигент - врач по образованию, журналист по призванию, основав журнал "Наука и жизнь", посчитал, что издание должно "научать и просвещать". Цель осталась... Что бы вам хотелось пробудить в наших молодых читателях?

- Журнал "Наука и жизнь" всегда оказывал большое влияние на воспитание кадров, помогая тысячам молодых людей выбрать единственно правильный для каждого из них жизненный путь. Сегодня страна остро нуждается в притоке образованных людей в промышленность, в том числе и в авиастроение, чтобы удержать уровень, на котором мы находимся благодаря достижениям, заложенным 15-20 лет назад. Багаж высокоинтеллектуального потенциала у молодежи - гарантия того, что Россия не сдаст позиции крупной промышленной державы. Без популяризации достижений науки и техники достичь поставленной цели невозможно. Поэтому, сотрудничая с серьезным старейшим научно-популярным журналом, мы рассчитываем дать толчок интеллектуальному развитию современных юношей и девушек, заронить искру увлечения тем делом, которое, возможно, станет их профессией.

- Конструкторское бюро, которым вы руководите, всегда славилось особым отношением к воспитанию смены. Расскажите, пожалуйста, о молодежных программах, действующих на предприятии.

- Работа с молодежью ведется в нескольких направлениях. Начинается она со студенческой скамьи. На 3-м курсе МАИ из наиболее успевающих студентов формируется "суховская" группа. Кроме традиционной учебной программы для них разработан специальный, так сказать, адаптационный курс занятий, ориентированный на особенности, с которыми связана работа на нашем предприятии. Определенный отбор в эту группу, конечно, есть, но, как правило, в нее попадают все, кто хорошо зарекомендовал себя в учебе и хочет остаться работать в авиационном комплексе. Для того чтобы самим познакомиться с возможностями, уровнем подготовки ребят, а им дать попробовать себя в "живом" деле, чтобы выбрать место работы соответственно устремлениям и пожеланиям, мы привлекаем третьекурсников к работе в удобное для них время на полставки, при этом доплачиваем стипендию.

Следующий этап работы с молодежью начинается уже на предприятии. Его цель - вовлечь новичков в активное участие в производственном процессе. Благодаря развитой системе наставничества молодые специалисты постоянно ощущают поддержку и внимание со стороны опытных коллег. Это позволяет им максимально реализовать свои возможности. Ежегодно подводятся итоги работы, и лучший наставник премируется. Разработаны и персональные надбавки для молодежи. В итоге месячный заработок вчерашнего студента составляет приблизительно 7 тысяч рублей. Как правило, через 2-3 года работы у нас зарплата молодых специалистов достигает 15-18 тысяч рублей.

В КБ созданы условия для выявления наиболее способных и активных, чтобы обеспечить им очень быстрый карьерный рост. В 2000 году 4,4 процента от общего числа молодежи "ОКБ Сухого" занимали руководящие должности, а еще 17,5 процента молодых специалистов вошли в состав перспективного резерва на должности руководителей всех уровней. На днях я подписал приказ о назначении заместителем начальника КБ по информатике выпускника МАИ, окончившего его четыре года назад. Для нас очевидно: быстрый карьерный рост талантливого сотрудника выгоден для всех. Оказываем и социальную поддержку. Ежегодно шесть лучших молодых специалистов получают долговременные ссуды на приобретение жилья.

- Несомненно, какие-то разработки молодых специалистов внедряются в серийное производство... Или я ошибаюсь?

- Нет, вы не ошибаетесь. Молодежь участвует в реальной работе, поэтому все, что она делает, внедряется в производство, в том числе - серийное. В 1983 году коллектив молодых конструкторов предложил разработать и построить самолет в новом для ОКБ направлении - спортивно-пилотажной авиации. В июне 1984 года был облетан первый экземпляр Су-26, а уже в 1986 году сборная страны, выступая на этих самолетах, выиграла чемпионат мира по высшему пилотажу.

- Какие достижения прошлого года вы считаете главными и каковы задачи наступившего?

- Прошлый год был рекордным с точки зрения объемов работ. Говоря общими словами, мы успешно справились с серией контрактов, провели ряд испытаний и вышли, таким образом, на новый уровень загрузки. Фирма закрепилась на позициях лидера российского авиастроения.

В этом году перед нами стоит задача перейти от модернизации самолета 4-го поколения к полномасштабной разработке самолета 5-го поколения. Сделать мощный шаг к появлению самолета, который будет качественно превосходить самолеты 4-го поколения (в их создании мы - одни из лидеров), - вот наша цель. Вторая задача сама собой вытекает из первой и служит ей. Мы работаем над проектом, который обязывает нас обеспечить интеграцию усилий всех предприятий отрасли.

- Какую роль играет "ОКБ Сухого" в структуре АВПК "Сухой"?

- В вертикально интегрированной структуре комплекса "ОКБ Сухого" выполняет роль идеолога. А иначе и быть не может, потому что КБ сегодня - разработчик всех авиационных комплексов, обеспечивающих загрузку трех серийных заводов (в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске, Новосибирске), которые входят в структуру АВПК "Сухой". Реализация важнейшей функции с каждым днем все более усложняется, так как создание самолетов требует все большей консолидации интеллектуальных, финансовых, трудовых ресурсов. Обеспечить на данном этапе необходимую координацию работы означает формирование единой команды, способной решить эту задачу. Роль, сами понимаете, непростая. Сегодня "ОКБ Сухого" решает ее совместно с АВПК "Сухой".

- АВПК "Сухой" стал базой для формирования холдинга, который объединит как военный, так и гражданский сектор авиационной техники. Какое место в холдинге будет занимать "ОКБ Сухого"?

- Роль КБ будет только возрастать. Это произойдет еще и потому, что при разработке самолета следующего поколения мы должны выйти на новый уровень технологий проектирования производства этого авиационного комплекса, связанный с созданием электронных макетов изделия. Произойдет революция не только с точки зрения технических решений, но и с точки зрения механизмов их реализации через создание электронных макетов. Для молодежи в этой работе открываются большие возможности. Высокопроизводительные мыслительные комплексы позволят совершенно по-иному взглянуть на опыт, накопленный фирмой, и самым эффективным образом распорядиться им.

- Что бы вам хотелось сейчас пожелать со страниц нашего журнала молодым?

- Я убежден, что Россия располагает необходимым научно-техническим потенциалом и фундаментальной основой, чтобы сохранить передовые позиции в создании авиационной техники. Связав свою жизнь с созданием самолетов, можно получить очень увлекательную работу, которая даст возможность не только каждодневно заниматься интересным делом, но и гордиться результатом своего труда.


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Техника»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее