№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Трамвай на льду

З. КОРОТКОВА

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Наша прабабушка до революции жила в Петербурге. Она часто делилась с нами воспоминаниями об этом городе. Особенно запомнился рассказ о том, что зимой петербуржцы катались на трамвае по льду Невы. Ведь это дорогое удовольствие - прокладывать трамвайные пути на несколько месяцев ледостава. Что известно об этом историкам?

В. Симонов (г. Новосибирск).

Впервые трамвай побежал по зимней Неве в 1895 году. По льду проложили рельсы и шпалы, а опоры для проводов были вморожены в лед. На трамвае можно было доехать от Сенатской площади до Васильевского острова или до Мытнинской площади Петроградской стороны. А от Марсова поля маршрут пролегал до Выборгской стороны. К этому времени во многих городах России трамвай стал уже привычным видом транспорта. Он бегал по улицам Киева (здесь трамвай "начал работать" в 1892 году) и Нижнего Новгорода, Орла и Курска, Екатеринослава и Витебска, Севастополя и Москвы, Житомира и Казани. В Петербурге же самым массовым видом транспорта оставались конки, появившиеся в городе в 1863 году.

Две лошади тянули по рельсам металлический вагон, внутри которого находились скамейки для пассажиров. С задней площадки лесенка вела на империал (крышу), где стояли две скамейки спинками одна к другой. Перед вагоном была устроена небольшая площадка для вожатого, управлявшего лошадьми. Тянувшие вагон лошади выполняли тяжелейшую работу, а скорость этого вагона не превышала восьми километров в час. Проезд стоил 5 копеек, на крыше - 3 копейки. В 90-х годах XIX века конка перевозила ежегодно около 57 миллионов пассажиров и приносила немалые доходы Акционерному обществу конных железных дорог.

Условия договора этого общества с городской Думой были таковы, что на определенный срок оно становилось фактическим владельцем всех городских транспортных магистралей. Потому и не удалось пустить трамвай, успешные испытания которого прошли в 1890 году. Замена конной тяги на электрическую требовала немалых затрат, что акционерам было невыгодно.

Пришлось пустить трамвай по льду, так как прокладывать колею по улицам Петербурга не мог никто, кроме Акционерного общества конных железных дорог.

Первая линия наземного трамвая в Петербурге была открыта 16 сентября 1907 года.


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее