Сидящие под дождём

Кандидат биологических наук Владимир Карцев. Фото автора

У насекомых и пауков особые взаимоотношения с окружающим миром. Для таких мелких букашек физические законы действуют по-своему. Муравей, например, упавший со стола или с небоскрёба, что для него практически одно и то же, никогда не разобьётся, зато он может безвозвратно потеряться и не найти своё гнездо. Особую опасность для насекомых представляет вода. С одной стороны, это благо, ведь жизнь без воды практически невозможна (хотя существуют насекомые, которые никогда не пьют; см. «Наука и жизнь» № 6, статья «Жуки-экстремалы: жизнь без воды»), с другой стороны, вода — смертельная угроза.

Жуки-мягкотелки (в народе их называют «пожарники») спариваются под дождём на соцветии укропа.
Оса полист пьёт, опустившись на воду, однако чаще полисты приземляются на камни или на растения.
Клопы-водомерки набросились на тонущую осу.
Паук каёмчатый охотник, или рыбак, греется близ воды на болотном ирисе. Сверху присела стрекоза (самка), его потенциальная добыча.
Нимфейные тли. Обычно они обитают на различных водных растениях, листья или цветы которых находятся над водой хотя бы частично. Тут же видны более тёмные коллемболы, или ногохвостки.
Дождь. В подслеповатое окошко деревенского дома заглядывают золотые шары. А на них, под струями воды, сидят различные насекомые.
Мокрый от дождя клоп эласмуха ржавая на листе чёрной смородины.
Клоп щитник линейчатый на соцветии сныти весь промок под дождём, однако прятаться не собирается.
Колония тлей на стебле крапивы. Тли не прячутся от дождя, и чёрные садовые муравьи приходят к ним в любую погоду.
Медоносная пчела продолжает собирать нектар на соцветиях пустырника невзирая на непогоду.
Мелкая муха-мусцида в цветке земляники.
Многие относительно мелкие бабочки-моли, такие как эта огнёвка золотистая (золотая), летают в дождь и садятся на мокрые растения.
Воронковый паук (Agelenidae) строит объёмную сеть с жилой трубкой-воронкой посередине. В дождь хозяин мог бы спрятаться в убежище, но сидит у входа.
Паук-балдахинник (Linyphiidae) построил «балдахин», в котором живёт и в который ловит добычу. В дождь никуда не уходит. Если присмотреться, можно разглядеть, что хозяин сидит спиной вниз на нижнем полотнище.

Каждая дождевая капля, упавшая на крошечное животное, — то же, что вылитое человеку на голову ведро воды. За счёт сил поверхностного натяжения капля воды связывает насекомое «по рукам и ногам». Прилип к поверхностной плёнке, и конец. Одни, например неопушённые гусеницы, сразу идут на дно, а другие ещё какое-то время держатся на воде, но потом всё равно тонут. Чтобы спастись от неминуемой гибели во время дождя, насекомые и пауки либо ищут укрытия, либо прячутся в свои гнёзда. Самые совершенные постройки возводят пчёлы, осы и другие общественные (живущие семьями) насекомые (см. «Наука и жизнь» № 11, 2016 г., статья «Постройки насекомых и пауков» и № 2, 2017 г., статья «Жилища общественных насекомых»).

Есть в природе и такие сухопутные насекомые, которые воды практически не боятся. Например, невозможно утопить слепня. Погружённый в воду, этот кровопийца как пробка выскакивает на поверхность и взлетает с воды. Тело и крылья у слепня не смачиваются, и вода на них не задерживается. Или, например, воздушные охотники стрекозы. Некоторые из них, проводя своё личиночное детство в глубине водоёма, вновь возвращаются туда откладывать яйца. Однако в положенное время они поднимаются на поверхность и улетают.

Великолепно бегают по поверхности воды клопы-водомерки (семейство Gerridae). Они тоже не смачиваются водой и поэтому не могут в неё погрузиться. Их добычей становятся насекомые, которые прилипают к поверхностной плёнке воды. Справедливости ради надо сказать, что жертвы водомерок всё равно обречены. Мало кто из них способен выбраться на поверхность. Под стать водомеркам ведёт себя самый крупный в нашей стране паук каёмчатый охотник (Dolomedes fimbriatus). Он не только бегает по воде, но ещё и ныряет за добычей. При этом прекрасно чувствует себя на суше — просто «универсальный солдат». Способны садиться на воду и держаться на поверхностной плёнке и осы полисты (Polistes), которые очень любят жару и, естественно, пьют воду.

Особо надо сказать о нимфейных тлях, пожалуй, самых удивительных насекомых, не боящихся воды. Их название происходит от имени водяной лилии (Nymphaeáceae). На этих лилиях и на других водных растениях, например на осоке и ряске, они находят себе пропитание.

Однажды я набрал водных растений и насекомых и повёз их в лабораторию для фотосъёмки. Попались мне и тли, хотя я старался их не брать — всё равно ведь в пути погибнут. Ухабистая дорога эффективнее любого шейкера взболтала содержимое контейнера, но тли не утонули. Как только привезённый материал оказался в аквариуме, они всплыли и забрались на листья. Я убедился, что тли не тонут и могут плавать по поверхности воды.

Вообще говоря, идея этой статьи тоже связана с тлями. Она родилась в один летний дождливый день. Сквозь подслеповатое окошко старого деревенского дома были видны потоки дождя и мокрые заросли золотых шаров. Время для энтомологической экскурсии совсем неподходящее. Я долго смотрел в окно и заметил кое-что интересное. На глаза попались жук-усач и так называемая скорпионовая муха. Эти сравнительно крупные насекомые не прятались от дождя. Ещё угадывалась какая-то мелочь, которую из окна было толком не разглядеть. Мне захотелось посмотреть поближе. Пока одевался и придумывал, как защитить от потоков дождя фотоаппарат, жук и скорпионница исчезли. Оказалось, что даже в дождь они сохранили активность. Зато никуда не делись различные тли, которые, в отличие от нимфейных тлей, воду категорически не любят.

Сухопутные тли образуют колонии (плотные поселения) на различных растениях и бoльшую часть жизни проводят в неподвижности, воткнувшись хоботками в растительные ткани. В дождь им спрятаться некуда, так и сидят бедолаги на своём месте. Однако, похоже, ненастье им не очень-то и мешает. Я заметил рядом с домом крапиву, стебель которой казался мохнатым от покрывающих его тлей.

Невзирая на дождь колонию тлей продолжают посещать чёрные садовые муравьи (Lasius niger). Я думал, что под дождём им будет труднее преодолевать расстояние до тлей, ведь по пути дождевые капли могут прибить их к земле. Мои опасения не оправдались. Дождя муравьи не боятся, хотя я предполагал, что в плохую погоду они прячутся в свои глубокие гнёзда.

Живут на моём участке и другие сухопутные тли. Я обнаружил их на молодых побегах возвышающейся над зарослями крапивы яблони. К ним тоже приходят муравьи — рыжие лесные (Formica rufa). Эти муравьи — самые полезные. Они очень редко встречаются в садах, парках и других местах, окультуренных человеком. Гнездо рыжих муравьёв — характерный холмик из хвоинок и веточек — возле моего участка есть, я знаю его уже около 30 лет. Гнездо находится примерно в 25 метрах от яблони. Этот путь, пролегающий по пересечённой местности через заросли травы и крапивы, муравьи преодолевают даже в сильный дождь. Важный момент: рыжие лесные муравьи очень холодоустойчивы. Осенью мне приходилось встречать их вдалеке от гнезда при температуре около нуля. Движения муравьёв были замедлены, но всё же насекомые двигались вполне целенаправленно. Понятно, что запасаться пропитанием приходится и в дождь: если «ждать у моря погоды», то можно и с голода умереть.

Галерею «сидящих под дождём» насекомых дополняют портреты тех, кто легко мог спрятаться хотя бы под листик, но почему-то этого не сделал. Клопы, жуки, гусеницы… Древесный щитник эласмуха ржавая (Elasmucha ferrugata) часто встречается на кустах смородины. Нарядные чёрно-красные щитники линейчатые (Graphosoma lineatum) любят жару и обычно сидят и питаются на соцветиях зонтичных растений. В дождь их становится меньше, значит, кто-то всё же прячется, хотя мы не знаем куда (возможно, опускаются на землю). Однако встречаются клопы, которые сидят открыто. На них льёт дождь, а они не обращают на него никакого внимания.

В тёплое время года, обычно летом, у насекомых наступает пора спаривания. Тут, конечно, тоже нельзя ждать милостей от природы, иначе не оставишь потомства. Представители многих видов находят друг друга на растениях и спариваются при любой погоде. Дождь им не помеха.

Одно дело сидеть, вцепившись всеми шестью лапками в поверхность растения, или медленно ползать и совсем другое — летать под дождём. Большинство из нас думает, что насекомые на это неспособны. При прямом попадании капля воды, по размерам сопоставимая с самим летуном, просто может его сбить. Но то ли дождевые капли меньше, чем кажутся, то ли насекомые знают какой-то секрет, но многие из них в дождь летают. Это уже не «сидящие», а «летящие под дождём».

Медоносные пчёлы, шмели, осы в дождь продолжают летать на цветы так же, как муравьи продолжают приходить к тлям. Видимо, главное для них, чтобы нектар выделялся и его не смывало водой. Дело в том, что в глубоком цветке нектар сохраняется, а пчела не намокает настолько, чтобы потерять способность летать, хотя в водоёмах пчёлы тонут. Надо учитывать, что медоносная пчела теплолюбива. Пока работает крыльями, она, как и другие летающие насекомые, разогревается, а при окружающей температуре около 13°C или ниже может замёрзнуть и не взлететь, если хотя бы минуту-другую посидит неподвижно. Шмели и осы в этом смысле намного устойчивее.

Прекрасно летают под дождём бабочки моли, мухи из разных семейств, комары. Как они это делают — загадка. Возможно, лавируют между струями дождя, но это похоже на фантастику.

Всё, о чём мы рассказали, удивительно красиво. Идёт дождь, вода оседает на листьях, цветах, ягодах, паутине. Многие пауки, как и насекомые, никуда не прячутся, а пережидают непогоду на растениях, усеянных каплями дождя, так похожими на бриллианты чистой воды.