Отсутствие знаков препинания в тексте затрудняло его чтение и понимание, часто приводило к ошибочному или двоякому толкованию. А знак, поставленный не на своё место, иногда придавал предложению противоположный смысл. Очень часто в назидание приводится известный пример: «Казнить нельзя помиловать». Где поставить запятую? Один маленький значок, а от него зависит жизнь человека.
Получается, что без знаков препинания и пунктуации нам не обойтись. Давайте для начала разделим эти два понятия. Знаки препинания — это письменные знаки, нужные для того, чтобы делить текст на смысловые отрезки, показывать особенности его строения, обозначать паузы и интонации, которые в устной речи мы делаем голосом. Пунктуация (от лат. punctum — точка) — это система знаков препинания в письменности какого-либо языка и правила их расстановки в письменной речи.
Первыми в Европе знаки препинания стали использовать древние греки. Драматург Еврипид (V век до н. э.) зна'ком «<» отмечал в тексте перемену говорящего лица, то есть заменял тире и кавычки. А философ Аристотель (IV век до н. э.) использовал знак, который выглядел как горизонтальная линия внизу строки «_». Точное назначение его неясно. Вероятнее всего, он разделял текст на параграфы, а следовательно, был своего рода разновидностью современного знака «§». Однако эти знаки использовались без всякой системы, достаточно произвольно.
Отцом пунктуации традиционно считают человека, который создал правила употребления знаков препинания, грамматика, лексикографа, заведующего Александрийской библиотекой Аристофана Византийского (ок. 257—180 годы до н. э.). Пунктуация, которую разработал Аристофан, прежде всего, была призвана помочь ораторам, чьё искусство публично произносить речи перед согражданами имело в античности большое значение. Речь оратора часто составлялась заранее, и перед выступлением её можно было записать и выучить, чтобы произнести ярко, с выражением.
Система Аристофана Византийского состояла из трёх точек: «.», «·» и «·». Расположение точки в нижней, средней или верхней части строки определялось долготой паузы, которую делал оратор во время произнесения речи. Точки в нижней и средней части строки выполняли те же задачи, что и современные запятая и точка с запятой, а расположение точек говорило о том, что в речи нужно сделать либо короткую, либо среднюю паузу. Точка в верхней части строки играла роль современной точки, она обозначала конец мысли и долгую паузу.
Александрийскую систему из трёх точек использовали многие древнерим-ские грамматики, но новой оригинальной пунктуации они не создали.
После распада Римской империи многие изобретения греков и римлян унаследовали варвары. Однако для пунктуации наступили «тёмные времена» — про неё забыли. Интерес к тексту и культуре письма вновь возник во времена Карла Великого в VIII—IX веках (этот период называют ещё Каролингским возрождением). При его правлении появилось много книг для чтения. В основном это были святые писания, молитвы, часословы, жизнеописания святых. В скрипториях при монастырях работа шла непрерывно: одни монахи изготавливали пергамент, другие — чернила, третьи переписывали тексты, четвёртые занимались украшением книг орнаментами и иллюстрациями. Культура чтения постепенно развивалась, и, конечно, возникла необходимость в знаках препинания.
При дворе Карла Великого (748—814 годы) пунктуацию разрабатывали учёные монахи Алкуин и Варнефрид. Они создали такую последовательность знаков препинания: знак «?» соответствовал современной «,»; «.» — современной «;» или «:»; «;» соответствовала современной «.». В это время стихийно возникали и другие системы знаков препинания, впрочем, ни одна из них не нашла широкого распространения. Писцы часто ставили знаки в тексте как заблагорассудится.
Отношение к знакам препинания стало меняться в конце XV — начале XVI века, после того как в Германии в городе Майнце Иоганн Гутенберг (1397—1468) изобрёл способ книгопечатания с помощью подвижных наборных литер. Такой способ был гораздо проще и экономичнее печати книг с выгравированной доски, с которой можно было напечатать всего одну конкретную страницу одной книги, а литеры использовались для набора абсолютно разных текстов.
Нововведения Гутенберга оказали огромное влияние на европейскую культуру. Печать с помощью наборных литер стремительно распространилась по Европе. В разных городах открывались всё новые и новые типографии. Одним из главных центров книгопечатания стала Венеция. Там в 1469—1500 годах работало 233 издательских дома, объём выпускаемой продукции был огромным. Среди самых известных венецианских издателей и типографов был Альд Мануций (1449—1515). В условиях острой конкуренции он смог создать издательский дом, известный во всей Европе, который просуществовал ещё почти сто лет после смерти своего основателя. Приняв во внимание моду на всё греческое, которая захватила в те времена Италию, Мануций издавал книги древнегреческих авторов на языке оригинала: сочинения Аристотеля, Платона, Плутарха, Софокла, Еврипида, Аристофана, Демосфена. Эти книги отличались прекрасным качеством бумаги, малым форматом, удобным расположением текста на страницах, красотой шрифтов, а также превосходно отредактированным содержанием.
Первые печатные книги повторяли рукописные образцы как в написании букв, так и в разделении текста на два столбца, что не способствовало удобству чтения. Мануций ввёл шрифты различных форматов, в частности наклонный (его до сих пор называют «италиком»), что улучшило восприятие текста. Он уменьшил формат книги. Текст теперь располагался единым пластом без столбцов и был разделён на абзацы. Начало каждого абзаца печаталось с отступом, слова были разделены пробелами. Книга стала удобней для читателя. Её можно было взять с собой в дорогу.
Нововведения Мануция коснулись и пунктуации. В томе стихотворений «Разрозненные стихи на обыденные темы» итальянского поэта Франческо Петрарки (1304—1374), изданном в 1501 году, впервые была использована система знаков препинания по составу и значению довольно близкая к современной пунктуации: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, гравис «̀» и апостроф «'».
Новые нормы пунктуации быстро распространились по всей Европе, а затем после реформ Петра I были приняты и в России.
А как обстояли дела со знаками препинания в допетровскую эпоху? До начала 1700-х годов русская система ориентировалась на греческую и византийскую, её наследницу. Ко времени изобретения славянского кириллического письма, то есть к X веку, в греческих рукописях уже были в употреблении следующие знаки препинания: крест «+»; различные комбинации точек — «...», «...~», «:~»; точка «.»; точка с запятой «;» или «.,» (этот знак имел у греков иногда значение вопросительного); две точки с запятой «.,.»; запятая «,» и группа запятых (три запятые, расположенные вертикально друг под другом). Основным знаком препинания как в древнегреческих, так и в русских рукописных памятниках была точка или сочетание точек в разных вариантах. Кроме точек в древнерусских текстах ставились линии внизу строки «_», змийцы «~» и кресты.
До начала XVI века в рукописях не встречалось разделение слов и членение текста на абзацы. Каких-либо правил расстановки точек в тексте также не было. Ориентиром для писца служил смысл высказывания, и точки ставились для выделения смысловых частей, или синтагм. Таким образом, первоначально русская пунктуация была более «интонационной» и близкой к разговорной речи.
В это время в некоторых рукописях появляются запятые, равнозначные точкам, а возможно, и точка с запятой (вернее, точка над запятой). Эти знаки ставились в случайных местах. К примеру, прерывая работу, писец мог поставить точку даже в середине слова.
Первую попытку упорядочить постановку знаков препинания не на интонационной, а на смысловой основе предпринял Максим Грек в XVI веке. Учёный афонский монах приехал в Москву в 1518 году с намерением исправить богослужебные книги. В работе «О грамотике Инока Максима Грека святогорца объявлено на тонкословие» он предложил чётко обозначить роль таких знаков, как точка, иподиастоли, или запятая, иподиастоли с точкой, то есть точка с запятой. Точкой предполагалось обозначать конец высказывания, иподиастоли должна была дать читающему передышку при чтении, а знаком иподиастоли с точкой рекомендовалось обозначать вопрос.
Высказывания о пунктуации содержались и в ряде безымянных рукописных грамматических статей XVI—XVII веков. Однако условий для её последовательного развития в России не было. Только с появлением печатных грамматик употребление знаков препинания стало упорядочиваться.
В конце XVI — начале XVII века в России вышли две печатные грамматики: «Грамматика Словенска…» Лаврентия Зизания 1596 года издания и «Грамматики Словенския правильное синтагма» Мелетия Смотрицкого (первое издание — 1618 год, второе, московское — 1648 год), которые сыграли важную роль в развитии русской пунктуационной системы.
Лаврентий Зизаний посвятил вопросам пунктуации специальную главу под названием «О точкахъ», в которой представил шесть знаков препинания: запятая «,», подстолия «;», срока «·», съединителная «-», двосрочие «:», точка «.». Согласно этой грамматике запятая нужна для обособления, выделения различных частей предложения; срока и двосрочие по смыслу близки к современной точке с запятой. Подстолия предложена автором в качестве вопросительного знака. Съединителная, в сущности, не являлась знаком препинания, а служила знаком переноса части слова с одной строки на другую. И наконец, точка была знаком, указывающим на завершение предложения.
В грамматике Мелетия Смотрицкого количество знаков препинания увеличилось. В главе «О препинанияхъ строчныхъ» было прописано уже десять знаков: черта «/», единитная «’’», запятая «,», вопросная «;», двоточие «:», удивная «!», точка «.», вместная «[ ]», разъятная «\/», отложная «( )».
Разъятная, единитная и черта знаками препинания в грамматическом смысле не являлись. Разъятная употреблялась для разделения слов, которые могли слиться в одно слово («не \/ сущимъ», в отличие от «несущимъ»). Единитная была знаком переноса. Черта ставилась для указания на повышение голоса, не сопровождающееся паузой. Вместная употреблялась для дополнительных разъяснений, нужных для понимания текста. Вопросная полностью соответствовала подстолии Зизания. Наконец, грамматикой Смотрицкого была введена удивная. Этот знак препинания впоследствии принял Михаил Васильевич Ломоносов, оказавший значительное влияние на развитие русской пунктуации.
В «Российской грамматике», изданной в 1755 году, Ломоносов приводит восемь знаков препинания: запятая «,», точка «.», две точки «:», точка с запятой «;», вопросительный знак «?», удивительный знак «!», единительный знак «–», вместительный знак «( )». Несмотря на некоторые непривычные названия, эти знаки использовались уже в знакомом нам качестве. Ломоносов не указал тире, многоточие и кавычки — они вводились в практику письма постепенно. Тире и кавычки впервые появились в «Грамматике» 1797 года. Её автор Антон Алексеевич Барсов был учеником Ломоносова. Кавычки назывались «знаком вносным», а тире — «молчанкой». Его использовали, когда хотели умолчать о чём-то, предоставляя читателю возможность додумать недосказанное самому. Молчанка была особо любима писателями-сентименталистами. Например, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» тире встречается очень часто:
«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и наконец скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».
Последним в русскую пунктуационную систему вошёл знак «многоточие», или «пресекательный». Этот знак впервые указан в «Грамматике» 1839 года издания Александра Христофоровича Востокова. Его чрезвычайно ценил Фёдор Михайлович Достоевский. Вот фрагмент из романа «Преступление и наказание»:
«— Стало быть, я с ним приятель большой... коли знаю, — продолжал Раскольников, неотступно продолжая смотреть в её лицо, точно уже был не в силах отвести глаз, — он Лизавету эту... убить не хотел... Он её... убил нечаянно... Он старуху убить хотел... когда она была одна... и пришёл... А тут вошла Лизавета... Он тут... и её убил».
Итак, русская пунктуация сформировалась к середине XIX века. На сегодняшний день у нас есть знаки завершения (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие); знаки разделения (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире) и знаки выделения (запятая, кавычки, скобки, тире). Многие лингвисты настаивают на включении в письменность новых знаков. Например, обсуждается роль абзаца: можно ли его считать знаком препинания и как, помимо простого отступа, обозначать его на письме? Споры вызывают и смайлики: у привычных скобок, точки с запятой и апострофа появились новые смыслы. Пора ли вносить изменения в существующие правила письма или подождать? Ясно одно: пока будет развиваться язык, будет развиваться и пунктуация.