Смею заверить читателя: заголовок отражает суть настоящей статьи, а сама она продиктована не столько любопытством по отношению к делам давно минувшим, сколько опасениями, рождёнными днём нынешним. Сегодня мир во власти новой пандемии — коронавирусной, и людей сейчас заботят не только вопросы охраны здоровья и обеспечения личной безопасности в разгар эпидемии, но и последствия её — социальные, экономические. Насколько глубоким и разрушительным окажется глобальный экономический кризис? (В том, что он начался и будет углубляться, сомнений, думаю, нет ни у кого.) Что станет с нашей работой, нашими деньгами, нашими жизненными перспективами? Какие изменения грядут в родном отечестве? И мире в целом?
Всё это никому пока неизвестно или, как выражался один литературный персонаж, «покрыто неизвестным мраком». Тогда как о социально-экономических последствиях пандемии бубонной чумы XIV века, которая считается самой страшной в истории человечества, мы всё-таки кое-что знаем.
Эта — вторая в мировой истории — пандемия чумы, получившая название «чёрной смерти», свирепствовала на территории Евразии и Северной Африки с 1346 по 1353 годы, унеся менее чем за десятилетие жизни многих миллионов людей. По поводу происхождения названия «чёрная смерть» существует несколько версий. Одним из наиболее распространённых является объяснение, связанное с клиническими проявлениями заболевания и, прежде всего, с тем, что трупы умерших чернели, становясь как бы «обугленными»...