№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

НАУКА И ЖИЗНЬ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА, 2002, №3

"Я УЖЕ С НИМИ ЗНАКОМ"

Сейчас, когда мы отмечаем 50 лет со дня кончины Н. В. Гоголя, можно вспомнить рассказ из мемуаров одного его современника.

Когда император Николай I остановился проездом на несколько дней в уездном городке Чембаре, губернатор Панчулидзев просил соизволения государя представить ему местных чиновников.

- Я уже с ними знаком, - сказал, улыбаясь, государь.

- Когда же Ваше Величество изволили с ними познакомиться? - спросил удивленный Панчулидзев.

- На первом представлении "Ревизора", - отвечал император.

"Научное обозрение", 1902 г.

ПОЧЕМУ АВТОМОБИЛИ ТАК ДОРОГИ

Несомненно, главнейшим препятствием для распространения у нас автомобилей является их дороговизна, которая запугивает даже людей, не стесняющихся производить несравненно большие затраты на содержание лошадей. Приобретая экипаж в магазине, вы почти всегда приходите в негодование от слишком высоких цен.

Одним из главных расходов при выписке автомобилей из-за границы является слишком высокая пошлина на них. С каждого большого автомобиля вроде кареты или коляски берут по 237 р. 60 к., с каждого легкого, вроде двухместной колясочки или шарабана - по 162 р. За мотор при автомобиле взимается особая пошлина по 2 р. 10 к. с пуда веса мотора. Стало быть, за каждый привезенный из-за границы автомобиль приходится уплачивать от 200 до 300 р. одной только пошлины.

Сравнивая нашу пошлину с тарифами других государств, мы видим, что нигде не существует таких высоких обложений: например, в Германии около 70 р., в Австрии - 60 р. за штуку, а в Англии ввозимые автомобили никакой пошлине не подлежат. Высокая русская пошлина обуславливается тем, что автомобили считаются у нас предметами роскоши, но теперь моторы уже не могут считаться роскошью.

"Автомобиль", 1902 г.

ПИНГ-ПОНГ

Это - новое английское слово, составленное из двух междометий. Оно определяет новый спорт, который теперь в большом фаворе во всей Англии и начинает входить в моду и на континенте. Впрочем, "спорт" - это, может быть, слишком сильно сказано. Для тех, кто признают спортом только упражнения, требующие напряжения мускулов, а также смелости, мужества и ловкости, пинг-понг скорее только игра. Bo избежание возражений скажем поэтому, что пинг-понг - спортивная игра.

Пинг-понг - совсем свежего изобретения, и весь Лондон теперь помешан на нем. Ping! - это звук маленького шарика из целлулоида, который прыгает через сетку по столу. Pong! - это удар шарика о встречную "ракету", которая отсылает его обратно. Отсюда и название нового упражнения англичан.

В сущности, пинг-понг является, таким образом, домашним лаун-теннисом. Полем для игры служит первый попавшийся большой стол, столешница которого перегораживается сеткой высотою в 20 сантиметров. А аксессуары те же, что и для тенниса, только в уменьшенных размерах.

Ради этой новинки музыка и танцы теперь в загоне и даже карты заброшены. Дамы особенно увлекаются пинг-понгом и после обеда торопят всех освободить стол. Излишне объяснять, что хозяева дома, в котором происходит такой званый обед, не застрахованы от урона фарфору, хрусталю и даже картинам и мебели, особенно если игра идет сразу на нескольких столах в разных комнатах.

"Циклист", 1902 г.

НЕВЗГОДЫ МИЛЛИОНЕРА

Вандербильд, страстный любитель езды на автомобиле, почти лишен возможности предаваться этому спорту.

Вскоре по прибытии в свое имение, катаясь как-то на автомобиле, он совершенно случайно наехал на мула, который тут же околел. Владельцу оного миллионер немедленно уплатил сто долларов.

Весть об этом быстро распространилась среди местных фермеров и с тех пор каждый раз, как Вандербильд катается по живописным дорогам своего поместья, из оврагов или из-за кустов выскакивает какое-нибудь животное, которое погибает под колесами его экипажа. Нередко он встречает на своем пути даже целые стада. Уплатив за целый ряд катастроф, Вандербильд решил в своем имении больше на автомобиле не кататься.

"Автомобиль", 1902 г.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Сто лет назад»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее