ВЕЛИКА ЦЕНА ОПОЗДАНИЯ
Россия, к сожалению, еще сильно отстает от ведущих мировых держав в профилактике тяжелых последствий пожаров. Например, к 2005 году только 5% жилых зданий были оснащены установками пожарной автоматики. Да и они далеко не всегда находятся в рабочем состоянии - что-то недоделано, что-то устарело, что-то просто поломано хулиганами. В результате жильцам загоревшихся зданий часто приходится эвакуироваться, когда помещения уже охвачены огнем.
Пострадавшие вправе рассчитывать на помощь оснащенных техникой пожарных команд, тем более что в крупных городах в их распоряжении имеются раздвижные лестницы, позволяющие снимать людей из помещений вплоть до девятого этажа, а в Москве есть еще и телескопический подъемник, кабина которого достигает высоты 90 м. Однако средств спасения людей из высотных зданий не хватает. Кроме того, перегруженные транспортом улицы и частые автомобильные пробки не всегда позволяют пожарным расчетам оперативно приехать на место происшествия. По этим причинам не удалось избежать человеческих жертв, когда горели верхние этажи дома на 2-й Сетуньской улице в Москве в ноябре 2005 года.
На такие случаи у жильцов в домах с повышенной этажностью должны быть наготове индивидуальные и коллективные средства самоспасения. Сейчас в мировой практике с этой целью применяются канатные и рукавные спускные устройства. В России домов, оснащенных подобными средствами спасения, единицы.
Канатные устройства - самые простые и дешевые. Они представляют собой трос, на котором закреплен регулируемый тормоз, позволяющий выбирать скорость, чтобы не получить травму при приземлении. Правда, пользоваться таким приспособлением непросто, нужны тренировка и достаточно крепкое здоровье. Старика или ребенка без посторонней помощи по канату не спустить.
Рукавные спускные устройства предназначены для эвакуации людей с высоты до 50 м (сделать рукав длиннее не позволяет ограниченная прочность материала, из которого он изготовляется). Скорость спуска пострадавший может регулировать сам, раздвигая локти и упираясь ими в стенки рукава. Впрочем, если этого и не делать, скорость "падения" оказывается сравнительно небольшой. И все же прыгнуть в жерло рукава для многих оказывается тяжело психологически. Увы, в наших условиях рукава и канаты часто попадают в руки воров и вандалов, ведь их нужно хранить на виду, чтобы при необходимости мгновенно задействовать.
За границей и у нас ведутся разработки индивидуальных средств спасения в виде различных вариантов парашюта. Но всем им присущ серьезный недостаток: без специальных тренировок человек, спасаясь от огня, может серьезно покалечиться во время приземления. Да и конструкции большинства подобных устройств, к сожалению, не позволяют использовать их для спасения самой уязвимой части населения - пожилых людей, детей, беременных женщин.
БЕЗОПАСНО И ДАЖЕ С УДОБСТВАМИ
Группа специалистов одного из московских предприятий взялась за разработку устройства экстренной эвакуации, эксплуатация которого практически не требует ни затрат физических сил, ни специальных навыков.
В результате появился механизм, который авторы назвали одноразовым лифтом. Он способен доставить на землю из горящего здания, практически с любой высоты, сразу несколько человек.
В сложенном, но в любую минуту готовом к работе состоянии лифт ставят в помещении недалеко от окна. Он занимает пространство от пола до потолка шириной около 1,5 м и глубиной 40 см, то есть не больше, чем средних размеров шкаф. Конструкция содержит только механические узлы, поэтому не теряет работоспособности при отключении электропитания. Лифт не требует никакого ухода, а срок его хранения превышает 25 лет.
В состав конструкции лифта входят: складная кабина, со всех сторон закрытая огнезащитной тканью; телескопическая стрела с вылетом от 2 до 24 м; барабан с намотанным на него тросом необходимой длины; устройство, регулирующее скорость спуска кабины, а также механизм, приводящий лифт в действие. Важная часть комплекта - составная оконная коробка, раму которой с помощью особого механизма в нужный момент легко "высадить" внутрь помещения, освобождая оконный проем.
Чтобы привести лифт в состояние готовности, нужно потянуть рычаг, который освобождает фиксаторы, удерживающие стрелу и опорно-силовые элементы. Под действием силы тяжести конструкция раскрывается внутрь помещения. Система шарниров и гибких тяг заставляет стрелу повернуться так, чтобы раскрывшаяся кабина оказалась возле окна.
Пол кабины находится на уровне подоконника, и, чтобы влезть в нее, придется воспользоваться стулом или другой подставкой. Теперь одному из пассажиров достаточно протянуть из кабины руку, дернуть за другой рычаг и освободить фиксатор противовеса. Опускаясь, противовес первым делом поворачивает специальный рычаг, чтобы открыть оконный проем. Продолжая опускаться, противовес освобождает фиксатор стрелы, и ее звенья последовательно выкатываются одно из другого на полную рабочую длину, вынося кабину с людьми из помещения. На стреле укреплен тросик; по мере выдвижения он натягивается и выдергивает крюк, удерживавший кабину на конце стрелы, и кабина повисает на тросе, идущем от барабана.
На оси барабана установлен центробежный регулятор, который управляет тормозными колодками, как на колесах автомобиля. Чем быстрее вращается барабан, тем сильнее прижимаются к его поверхности колодки, поддерживая постоянной частоту вращения.
Трос намотан в несколько слоев, поэтому по мере его сматывания скорость кабины уменьшается. Благодаря этому самые "горячие" участки кабина проходит быстро, а у земли движется совсем медленно.
На случай, если кабина опустится не на землю, а на крышу расположенной поблизости постройки или на дерево, в ней желательно иметь веревочную лестницу.
Чтобы кабины, спускающиеся с разных этажей, не мешали друг другу, лифты надо устанавливать возле разных окон квартиры или офиса, а стрелы на верхних этажах должны быть большей длины.
Разработчики создали опытный образец и смонтировали его на пятом этаже одного из московских зданий. Серия испытаний прошла без единого сбоя, а название "одноразовый", вообще говоря, следует считать условным - ведь при пожаре подъем кабины и повторный монтаж лифта, разумеется, не предусматриваются.