Цапф-машина
(См. «Наука и жизнь» № 1, 2021 г.)
На фотографии не готовальня, а цапф-машина — приспособление для обработки цапф, причём не всяких, а часовых. В общем машиностроении цапфами называют три вида элементов осей и валов — шейку, шип и подпятник.
Шейка — это полированный участок вала где-то в его середине, а шип или подпятник — на его конце, причём шип воспринимает радиальные усилия, подпятник — осевые. Шейки — это места установки шатунов кривошипно-шатунного механизма, на котором ездит весь мир. В часах нет коленвала и кривошипно-шатунного механизма, шеек на валах тоже нет. Но оси там есть, и им надо чем-то на что-то опираться. Опираются они своими концами, цапфами, на так называемые часовые камни. Это действительно камни, как правило — корунд или рубин, то есть оксид алюминия, Al2O3, с примесями, обуславливающими цвет.
Цапф-машина, это, по сути дела, маленький и специализированный токарный станочек для обработки часовых цапф. Он позволяет их изготавливать, сверлить в осях отверстия для установки цапф, вставлять их туда и закреплять. В наше время цапф-машины находят применение разве что у редких мастеров, специализирующихся на ремонте и восстановлении старых часовых механизмов.
Если дома среди старых вещей или на улице вам встретится загадочный объект, сфотографируйте его и пришлите снимок. Наши эксперты постараются рассказать о назначении объекта и привести его название. Или же это сделает кто-то из читателей, увидев присланное вами фото в журнале.