ВЫБОР МУЖА - ДЕЛО ОТВЕТСТВЕННОЕ

В. ЕСИКОВ, М. ПОТАПОВ, О. ПОТАПОВА.

С дарвиновских времен биологи все чаще убеждаются в том, что формирование семейных пар происходит в природе вовсе не случайно.

Известно, что животные способны различать скрытые возможности своего будущего брачного партнера и что обычно выбор делает самка. Но какие же именно качества она предпочитает? До сих пор предполагалось, что чаще всего - агрессивность.

Но специалистам Института систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск) удалось установить, что самка мыши выбирает себе супруга, прежде всего, по степени его заботливости по отношению к потомству. И если ей предоставляется возможность такого выбора, то и плодовитость ее оказывается выше, и потомки развиваются лучше.

Для определения степени заботливости отца мышиного семейства исследователи проводили такой опыт. На следующие сутки после рождения мышат родителей отсаживали из клетки, а новорожденных переносили из гнезда в противоположный угол. После этого отца возвращали в клетку, и если он в течение 10 минут не начинал переносить своих детей обратно в гнездо, то его относили к незаботливым.

Оказалось, что в тех мышиных семьях, где самка выбирала себе партнера, большинство отцов - заботливые, а агрессивностью обладают весьма средней. Среди агрессивных же самцов заботливых отцов почти нет.

Опыты ставились на мышах, поскольку их плодовитость позволяет провести множество подобных опытов. Но очень возможно, что и самки других животных тоже предпочитают выбирать себе такого самца, который способен проявлять родительскую заботу о потомстве.

В. ЕСИКОВ, М. ПОТАПОВ, О. ПОТАПОВА. Эффекты отбора по запаховым предпочтениям в инбредной линии мышей. "Доклады Академии наук" том 380, № 6, 2001, стр. 1-3.