ЛУНА И ПЛАНЕТЫ В МАЕ - ИЮНЕ 2002 ГОДА

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба

ПЛАНЕТЫ

Наука и жизнь // Иллюстрации

С последних чисел апреля и до конца второй декады мая по вечерам в западной части неба вы можете наблюдать интересное и довольно редкое явление. Пять планет Солнечной системы, доступных невооруженному глазу, соберутся в одной области неба. Четыре из них (Меркурий, Венера, Марс и Сатурн) будут расположены кучно и составят, так сказать, "основную группу". С наступлением темноты они видны невысоко (около 15о над горизонтом), и через час-полтора все заходят. Чуть в стороне от этой группы, немного левее и выше (в созвездии Близнецов), ярко сверкает Юпитер, его блеск -1,9m. Он великолепно виден в течение трех часов после захода Солнца.

Самая яркая планета в "основной группе" - Венера. Она привлекает внимание своим прекрасным чуть зеленоватым светом и блеском (-3,9m). Венера будет служить вам ориентиром для поиска других планет, так как хорошо видна до самого захода за горизонт. Все четыре планеты "группы" находятся в это время в созвездии Тельца, главная звезда которого, оранжевый Альдебаран, расположена ниже Венеры, у самого горизонта, и потому видна плохо, хотя эта звезда - одна из самых ярких на нашем небе.

Не очень эффектно выглядит и красноватый Марс (его блеск всего 1,6m). Это потому, что он находится в самом удаленном от Земли участке своей орбиты.

Ну а в общем-то вся звездно-планетная картина смотрится великолепно. Да еще на таком красивейшем фоне, как скопление Гиады. Хорошо, если бы вечера выдались достаточно ясными и в вашем распоряжении был бинокль.

Теперь посмотрим, как эти планеты будут перемещаться в течение мая - июня. Медленнее других меняет свое положение Сатурн, самая дальняя из видимых невооруженным глазом планета. В этот период он, так же как Юпитер, Марс и Венера, равномерно движется среди звезд прямым движением (то есть с запада на восток), и каждая последующая ночь застает их все левее и левее. Наблюдая регулярно это явление и сравнивая скорости планет, можно легко получить представление об их относительной удаленности от нас и сделать другие интересные выводы. Кольцо Сатурна сейчас имеет максимальное раскрытие и хорошо видно в крупные бинокли (с увеличением 15 крат и более).

Марс быстро нагоняет Сатурн и 4 мая пройдет в 2о севернее его, а еще через два дня - 6 мая - их обоих настигнет Венера. В этот день три планеты будут находиться одна от другой в 2-2,5о, образуя небольшой, почти равносторонний треугольник, умещающийся в поле зрения бинокля. Такое сближение случается очень редко, и постарайтесь не пропустить его! Венера находится от нас в этот день на расстоянии 216 млн. км (1,44 а.е.), Марс - 356 млн. км (2,38 а.е.), а Сатурн - 1485 млн. км (9,92 а.е.).

10 мая Венера настигнет Марс, пройдя всего в 0,3о от него (это меньше диаметра лунного диска). Правда, их блеск отличается почти в 100 раз, и для того, чтобы четко увидеть Марс на фоне еще не погасшей зари, воспользуйтесь биноклем.

Еще один момент, который придаст особый интерес наблюдаемому явлению, - появление здесь же Меркурия, планеты быстрой и почти неуловимой в наших облачных северных широтах. Стремительная и юркая, ближайшая к Солнцу планета (ее период обращения всего 88 суток) никогда не отходит от светила дальше, чем на 22о, то есть постоянно находится на фоне зари. Меркурий появляется то с одной стороны Солнца, то с другой, и лишь немногие из этих появлений для наблюдений благоприятны.

Именно такое появление ожидается в начале мая. Меркурий будет хорошо виден невысоко над горизонтом. 4 мая он всего в 6о от Венеры, его бег остановится (он достигает максимальной восточной элонгации), и через 10 дней Меркурий скроется в свете Солнца. Следующая возможность увидеть его представится только в октябре.

ЛУНА

В эти дни на вечернем небе Луна видна не будет: она находится в фазе последней четверти (4 мая) и появляется низко на юго-востоке незадолго до восхода Солнца. Новолуние произойдет 12 мая, и через несколько дней наш спутник появится на вечернем небе. Вечером 14 мая тончайший серпик Луны виден в 1,5о ниже Марса, но отыскать его еще довольно трудно. Попробуйте свои силы в следующий вечер, когда серпик Луны будет посредине между Юпитером и Венерой (Ф=0,1). А еще днем позже его без труда можно будет найти в 3,5о восточнее Юпитера, и уж тут вы сможете полюбоваться красивым пепельным светом Луны (она будет освещена солнечным светом, отраженным от Земли).

Свою первую четверть Луна встретит 19 мая в созвездии Льва, находясь в 4о севернее его главной звезды Регул. Майское полнолуние наступит 26-го (Луна в созвездии Змееносца), а последняя четверть - 3 июня, в Водолее.

В эти дни по вечерам на западе можно видеть только три планеты - Венеру, Юпитер и Марс. 3 июня Венера пройдет в 2о севернее Юпитера, и зрелище этих двух самых ярких планет (блеск их -4,0m и -1,9m соответственно), почти слившихся, будет необычайно эффектным. Через пару недель Юпитер уже не виден, а Венера будет сиять по-прежнему. И теперь она останется единственной планетой, которую можно наблюдать невооруженным глазом. 13 июня рядом с Венерой виден еще очень молодой серпик Луны. Первая четверть ее наступит 18 июня (во Льве), а полнолуние (в Стрельце) - 24-го.

КОМЕТА

Еще одно тело Солнечной системы любители астрономии, вооруженные биноклями, смогут увидеть в мае - июне. Это новая комета Икейя-Джанга, ее открыли одновременно и независимо друг от друга любители астрономии К. Икейя из Японии и Д. Джанг из Китая 1 февраля 2002 года. Комета сразу приковала к себе внимание всех наблюдателей. К началу марта она стала видимой невооруженным глазом, обзавелась небольшим хвостом и становилась все ярче. К началу мая, как предполагается, комета, уже пройдя перигелий, начнет угасать, но все еще будет объектом, доступным для наблюдения с биноклем. Комета проходит через полярные области. Карты, а также инструкции, как отыскать и наблюдать загадочную гостью, можно найти, например, в Интернете (см. сайты: http://astroclub.narod.ru, http://www.astronomy.ru). Как установили ученые, протяженность орбиты кометы Икейя-Джанга составляет примерно 367 лет. Вполне вероятно, что ее наблюдали наши предки, жившие при первом русском царе из династии Романовых - Михаиле Федоровиче.

Удачных наблюдений, дорогие читатели!

astronom@narod.ru