"Бывая в Москве, мимо дома в Басманной всегда проезжаю с волнением", - писал Ф. М. Достоевский в одном из своих писем, адресованном сыну историка Каченовского. О каком же доме шла речь?
В. Егоров (Москва).Известно, что родная сестра Ф. М. Достоевского, выйдя замуж за преподавателя Межевого института Иванова, проживала в казенных комнатах данного учебного заведения, кочевавшего из дворца Куракина на Старой Басманной (ныне дом № 21) в дом Демидова по Гороховскому, 4. Оба жилища Достоевский знал не понаслышке: "басманный" быт и пристанища семьи Ивановых будут выведены им в "Вечном муже", а, по воспоминаниям А. Сниткиной, жены писателя, кров сестры во время наездов в Москву являлся наиболее притягательным местом для ее великого супруга.
И все-таки не ивановские апартаменты упоминал Достоевский в процитированном письме. Первопрестольная обладала и другим "басманным домом", не менее, а может быть, и более милым сердцу писателя-провидца. В детско-отроческую пору Федора Михайловича на месте современного дома № 31 по Новой Басманной улице стоял деревянный особняк, принадлежавший Н. Касаткиной-Ростовской. Часть жилья предприимчивая княгиня сдавала под пансион Л. Чермака. Здесь-то и воспитывался юный Федор. И не только он. Учились у Чермака братья Федора Михайловича - Михаил и Андрей, а также будущие ученые: зоолог Л. Шренк, археограф (археография - специальная историческая дисциплина, изучающая письменные источники) Н. Калачев, профессор юриспруденции Ф. Мюльгаузен, библиограф Г. Геннади. Особое внимание - а педагогами у Чермака трудились знаменитые университетские профессора Грановский, Давыдов, Перевозчиков - уделялось преподаванию языков и литературы. Впоследствии о питомцах пансиона весьма лицеприятно отзывался писатель Григорович, отмечавший образованность и начитанность бывших пансионеров.