№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

СЛЕДЫ БАТАВОВ

О. КРАСНОУХОВА.

'Жилье и обычаи наших предков' Из атласа 'Germania inferior' Петруса Каэриуса (Petras Kaerius), 1617 год. Частная коллекция.
Карта Нидерландов в древности из атласа 'Germania inferior' Петруса Каэриуса, 1617 год. Частная коллекция.
Эти артефакты не результат археологических раскопок, а часть коллекции Вила Страйбоса, изобретателя головоломок из города Венло, Нидерланды.
'Батавы в римской гавани'. Рисунок J.H. Isings из книги P. Louverse 'Иллюстрированная история отечества', Амстердам, 1939.
Украшение из бронзы и серебра с именем Аквилия (Aquillius). Возможно, того самого римского военачальника Аквилия, которого историк Тацит упоминает при описании батавского восстания (около 70 г. н.э.). Найдено при раскопках в городе Наймегене. Коллекция му
Шлем-маска римского всадника. Железо и посеребренная бронза. I век н.э. Коллекция музея Валкхоф, г. Наймеген.
Переговоры о мире между предводителем батавов Цивилисом (Julius Civilis) и римским полководцем Цереалисом (Quintus Petillius Cerealis) на разрушенном мосту. Художник Фердинанд Бол (Ferdinand Bol). Масло, холст, 1658-1662 годы. Коллекция Рейксмузеума, Амст
Лошадь и всадник. Известняковый барельеф на надгробии, найденном при раскопках в городе Наймегене. Конец I века н.э. Коллекция музея Валкхоф, г. Наймеген.
'Нидерландские германцы'. Литография из книги W. J. Hofdijk, 'Ons voorgeslacht', I. Haarlem (Kruseman), 1859 год.
Город Маастрихт сегодня. Здесь от ядра неприятеля в 1673 году погиб Д'Артаньян, послуживший прототипом для героя романа А. Дюма 'Три мушкетера'.
Одна из улочек древнего Маастрихта.

Я учусь в университете старинного города Наймеген в Нидерландах. Изучаю лингвистику. Состою в нидерландском клубе любителей головоломок, поэтому здесь у меня много друзей-головоломщиков. Иногда бываю в гостях у нашего доброго знакомого, профессора Нанко Бордевайка. Его квартира в Амстердаме - настоящий домашний музей механических головоломок, игрушек, вычислительной техники (от абака до ноутбука).

Но мой рассказ совсем о другом.

Как-то я спросила у Нанко, знает ли он, кем был его прадед. В ответ мой собеседник принес книгу, в которой перечислены все его предки, начиная с XV века, с датами и профессиями: учителя, врачи, каменщики, певцы-менестрели, кузнецы - изготовители доспехов и алебард...

"А до них, - профессор улыбнулся, - моими предками были bataven (батавы)".

Так я впервые услышала об этом народе и узнала название страны Батавии, которая находилась на территории современных Нидерландов. (Признаюсь, до этого я слышала только о салате с одноименным названием.)

И, как это нередко бывает, когда узнаешь что-то новое, оно начинает часто встречаться в обыденной жизни. Я заметила, что на моем велосипеде (самый массовый вид транспорта в Нидерландах) стоит марка BATAVUS. Вспомнила также, что друзья произносили слово "de batavier", когда нужно было шутливо прокомментировать отдельные "проявления простоты нравов"; что столица Индонезии, бывшей колонии Нидерландов, до ее переименования в Джакарту называлась Батавией.

Буквально на следующий же день, проходя мимо городского музея искусств и археологии Валкхоф (Museum Het Valkhof) в Наймегене, я увидела объявление о выставке "Батавы - история исчезнувшего народа". Сотрудница музея доктор Майке Волдринг (Maike Woldring), заметив мой интерес к экспозиции, любезно предоставила мне для читателей журнала "Наука и жизнь" компакт-диски с иллюстрациями и пояснительными материалами.

Основные сведения об этом народе известны нам из произведений римского историка Публия Корнелия Тацита (ок. 58 - ок.117). Яркими красками описывает Тацит быт и нравы этого "самого доблестного племени".

О прибытии батавов в Нидерланды римский историк пишет следующее: "Батавы до переселения за Рейн составляли часть народа хаттов; из-за внутренних распрей переселились они на самую отдаленную часть галльского побережья, где в ту пору не было еще оседлых жителей, а также заняли расположенный поблизости остров, омываемый с одной стороны морем Океаном, а с других - Рейном".

Нидерландские исследователи уточняют, что батавы появились на территории между реками Рейн и Маас в период между 20 и 50 годами н.э.

"Ни богатство и могущество Рима, ни союз с другими племенами не укротили батавов, - пишет Тацит, - и они до сих пор поставляют империи только воинов и оружие. Закаленные в войнах с германцами, батавы приумножили свою славу, сражаясь в Британии, - туда перебросили несколько их когорт, которыми по старинному обычаю командовали воины, происходившие из самых знатных родов. Еще у себя дома начали они проводить наборы в конные войска, прославленные больше всего искусством переплывать реки: отряды батавов с оружием в руках переплывали Рейн, не сходя с коней и не нарушая строя".

На сегодняшний день известно около 75 имен знатных батавов. Семеро из них упомянуты римскими историками. Имена остальных запечатлены в основном в виде надписей. Примечательна надпись на надгробии знатного батава по имени Soranus, сделанная от первого лица:

"Меня знал каждый житель Паннонии. Я был первый из тысячи самых сильных батавов. Мне удалось на глазах у Адриана переплыть Дунай в самом глубоком месте, и это при полной амуниции. Я мог на лету перерубить выпущенную стрелу". (Паннония (Pannonien) - провинция в древнеримской империи, Адриан (Hadrianus) (76-138) - римский император из династии Антонинов, правил с 117 года. В 118 году его армия стояла на Дунае.)

Батавы оказывали римлянам большую помощь во время германских войн, особенно своей превосходной конницей. Но мало-помалу эта зависимость становилась для них обременительной, и, когда исчезла вера в непобедимость римского оружия, стали происходить волнения.

Наиболее известное из них - восстание при Веспасиане (69-70) под предводитель ством Юлия Цивилиса (Julius Civilis), подробно описанное Тацитом. Примечательно, что вину за начало восстания римский историк возлагает на римских чиновников, которым было поручено рекрутирование батавов в армию. Жадные и порочные наборщики "брали стариков и увечных, потом отпускали за выкуп".

Согласно Тациту, Цивилис собрал знатных людей в священную рощу и повел речь о славе своего племени, потом об оскорблениях и насилиях, которые приходится сносить батавам под властью Рима. "Некогда мы были союзниками, - говорил Цивилис, - теперь с нами обращаются как с рабами. Теперь обрушили на нас набор: подобно смерти, похищает он сына у родителей и брата у брата. А ведь дела у римлян никогда еще не были так плохи; в зимних лагерях у них - одни старики да награбленная добыча. Поднимите же головы, оглянитесь окрест, полно дрожать при звуке громких имен римских легионов".

Поднятое Цивилисом восстание разрасталось. К батавам присоединились соседние германские племена, и Цивилис одержал ряд важных побед над римлянами как на воде, так и на суше.

В 70 году предводитель восстания Цивилис предложил римскому полководцу Цериалису начать мирные переговоры. "Мост через реку Набалию разрушили посредине, оба полководца с двух сторон подошли к провалу. Цивилис начал свою речь..."

О чем договорились полководцы, история умалчивает - дошедшая до наших дней основная рукопись "Истории" Тацита обрывается именно на этом месте.

Современные исследователи считают, что главная цель восстания - освобождение от чужеземного ига - не была достигнута, но положение батавов не ухудшилось; им даже была дарована свобода от податей.

После заката Римской империи шестнадцать столетий назад батавы странным образом исчезли из исторического поля зрения. Они были "открыты" вновь в XIV-XV веках, во время Ренессанса, когда ученые обратились к древним римским текстам. С 1500 года рассказы об этом гордом и свободолюбивом народе занимают определенное место в описании истории Нидерландов - политики, писатели, искусствоведы стали преподносить батавов как своих доблестных предков.

В XVII веке пробуждение национального самосознания помогло нидерландскому народу выстоять в освободительной борьбе против испанских завоевателей.

Уже более ста лет нидерландские археологи ищут следы батавов. Их находки образуют все новые и новые ячейки в исторической мозаике и позволяют воссоздать более полную картину далекого прошлого Нидерландов.

Литература

Тацит Публий Корнелий. Анналы. Малые произведения. История / Пер. с лат. - М.: ООО "Издательство ACT"; "Ладомир", 2003.

Die Bataver. Geschichten eines entschwundenen Volkes. Museum Het Valkhof. Nijmegen: Материалы музея Валкхоф. - Наймеген, Нидерланды, 2004.

См. в номере на ту же тему

С. ТРАНКОВСКИЙ - Батавские слезки.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Страны и народы»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее