Нужна и ещё одна оговорка. В разговоре о лунных камнях мы с вами вынуждены будем обратиться к предметам и явлениям, известным задолго до развития минералогической науки — она возникла не ранее второй половины XVIII века, а понятия «химический элемент» и «химический состав вещества» появились и того позже. Оттого, затрагивая древние времена, я позволю себе называть минералы, минералоиды и горные породы просто камнями. Итак…
Пожалуй, самый древний «камень», который люди связывали с Луной, — это жемчуг. Первые упоминания о нём и его «волшебной» способности изгонять «силой Луны» ночных злых духов встречаются на клинописных табличках из Месопотамии (4000 лет до н. э.), а позже — в индийских религиозно-философских трудах «Веды» (около 1700 лет до н. э). Довольно долгое время этот дар моря прочно занимал место единственного лунного камня. С точки зрения современной науки, жемчуг всё же не камень, а минералоид — твёрдое округлое биогенное образование, извлекаемое из раковин некоторых морских и речных моллюсков. Жемчуг не относится к минералам, хотя содержит в своём составе неорганический кальцит-арагонит, помимо органического рогоподобного белкового вещества конхиолина. Однако в те далёкие времена, когда появились первые упоминания о жемчуге, о таких мелочах не думали, точнее, не догадывались.
Прошли тысячелетия. Древний Рим оказался прагматичнее Месопотамии: из мистического камня жемчуг превратился в символ роскоши. Большие, идеально круглые жемчужины называли унио (лат. unio), в буквальном переводе «уникальный». Второе название жемчуга — Маргарита (лат. Margaritae, греч. Μαργαρίτης). Оно отражено в научном названии некоторых моллюсков, в раковинах которых образуется жемчуг. Все современные варианты женского имени Маргарита, например Маргарет, Марго, произошли от латинского или греческого названия жемчужины. Никакой связи с Луной не осталось и в помине!
Место лунного камня занял селенит — волокнистая разновидность минерала гипса, который относится, по современной классификации, к водным сульфатам кальция CaSO4·2H2O. В Древнем Риме селенит имел чисто практическое применение. Благодаря параллельно-волокнистому строению кристаллической решётки камень легко раскалывался на тончайшие пластинки, которые римляне, наряду со слюдой, вставляли в окна вместо стекла. Об этом свойстве минерала писал в 77 году древнеримский писатель-эрудит Плиний Старший в энциклопедическом сочинении «Естественная история». Он назвал селенит Lapis Specularis, то есть «камень, подобный зеркалу», и описал его «лунные» свойства: «…селенитом этот камень называют за то, что его блеск растёт и убывает в зависимости от того, растёт или убывает Луна». В утверждении писателя нет никакой мистики. Действительно, при убывающей Луне её свет каждую ночь становится слабее, и лунный камень отражает его всё меньше, «теряя» блеск. Растущая Луна даёт обратный эффект.
Средневековые учёные, разумеется, не могли пройти мимо «чудесной взаимосвязи» Луны и селенита и добавили ему таинственности. Например, немецкий натуралист Георгий Агрикола (1494—1555), которого считают создателем минералогии, утверждал: «Греки называли этот камень селенитом, потому что обнаружить его можно было только в полночь, когда Луна нарастает. Благодаря своей прозрачности, этот камень запоминает ночное изображение Луны и воспроизводит его днём, в соответствии с тем, растёт или убывает ночное светило»*. Подобными свойствами этот минерал, конечно, не обладает.
История современного «лунного камня», известного также под названием адуляр, началась в 1780 году, когда итальянский геолог Эрменегильдо Пини впервые опубликовал научное описание калиевого полевого шпата, найденного у подножья швейцарского горного массива Адула и потому получившего название адуляр. Будучи отполированным, минерал давал сияние, которое выглядело как голубовато-белый свет Луны в полнолуние. Этот эффект получил название адуляресценция.
В 1795 году тот же самый минерал самостоятельно открыл французский геолог-исследователь Жан-Клод Деламетри и дал ему собственное название — гекатолит (Геката — имя древнегреческой богини лунного света), потому что и у него свечение вызвало ассоциацию с мягким светом Луны. Неудивительно, что, говоря об адуляре и гекатолите, специалисты чаще всего используют название «лунный камень».
Адуляресценция, или шиллер-эффект (от немецкого schillern — переливаться), визуально выглядит как бледно-голубой блик, как будто бы перемещающийся под поверхностью камня. Заметить его можно, если вращать адуляр, огранённый в виде кабошона. Это оптическое явление проявляется только при освещении. Сам по себе лунный камень светиться не может. Эффект возникает как результат взаимодействия света и внутренней микроструктуры минерала. Адуляр по химическому составу — калиевый алюмосиликат KAlSi3O8, полевой шпат из группы ортоклазов. Он состоит из сросшихся тонких пластин, расстояние между которыми сравнимо с длиной световой волны (около 0,5 мкм). В результате световые волны, отражённые от внутренних слоёв минерала, интерферируют и создают то самое загадочное мерцание.
К группе полевых шпатов относится до 41% всех минералов, образующих земную кору, но лишь несколько минералов помимо адуляра заслужили название «лунный камень» за неповторимый голубоватый внутренний свет.
В 1815 году шведские минералоги Йохан Готлиб Ган и Йёнс Якоб Берцелиус опубликовали описание открытого ими натриевого полевого шпата (алюмосиликата NaAlSi3O8 из группы плагиоклазов). Они назвали его альбитом, от латинского albus — «белый». В отдельных образцах альбита также можно увидеть явный эффект адуляресценции, как и в адуляре. Но в альбите проявляется ещё и эффект «кошачьего глаза» — узкого светового блика, бегающего по поверхности минерала под воздействием перемещающегося источника света.
В 1925 году академик Александр Евгеньевич Ферсман — «поэт камня», как говорили о нём современники, — нашёл на побережье Белого моря новую разновидность альбита с очень яркой адуляресценцией и назвал его беломоритом. Так в нашей стране появился свой собственный «лунный камень». Сегодня беломорит — украшение любой минералогической коллекции.
Вплоть до конца XIX века лунные камни были знакомы только специалистам. Они получили широкую известность и стали считаться полудрагоценными благодаря американскому ювелиру Луису Комфорту Тиффани, который использовал их в 1890—1910 годах в украшениях в стиле модерн. Сейчас с этими камнями больше всего работают индийские мастера. На международных ювелирных выставках-ярмарках многочисленные торговцы из Индии предлагают самые разные варианты лунных камней. Правда, это могут быть как настоящие лунные камни, так и искусственные, выращенные в лаборатории. Специалисты умеют их отличать. Одна из главных особенностей природного полевого шпата адуляра — голубоватый световой блик под поверхностью, который никогда не встречается у синтетических камней.
Комментарии к статье
* «The birth and development of the geological sciences» by ADAMS F. D., London, 1938, p. 463.