Ученым известно, что все новорожденные мира "говорят" на одном языке. А звуки, специфичные для родного языка, возникают лишь во втором полугодии жизни. Так, признаки, позволяющие по лепету различать китайских, арабских, английских и французских грудничков, появляются только в возрасте 8-10 месяцев.
Группа российских и финских исследователей изучала звуки агукания четырех русских и четырех финских младенцев в возрасте 3 и 6 месяцев, записывая их в Санкт-Петербурге и Турку при общении ребенка с матерью. Использовались две ситуации: простое общение лицом к лицу и игра с какой-либо игрушкой. В обоих случаях мать держала младенца на руках, но во втором добавлялась игрушка.
Анализ 670 звуковых сигналов русских и 936 - финских младенцев показал, что при простом общении с мамой трехмесячные финны произносят больше звуков и звукосочетаний, чем при игре. У русских такой разницы нет, а к 6-месячному возрасту она исчезла и у горячих финских парней.
Среди "разговоров" трехмесячных финнов и русских встречаются звуки, общие для обоих языков. Обе группы употребляли слоги "ба", "ого", "агу", "ага", "да". Преобладал звук, передаваемый русской буквой "х" (кстати, много "хакают" и человекообразные обезьяны). Но к 6-месячному возрасту намечается тенденция к появлению звуков, характерных для конкретного языка. Так, у русских стали появляться звуки "гы", "ды", отсутствующие у финнов, а у последних - "тю", "мю", "ки", чего не было у русских. Встречались и звуки, которые нельзя было отнести ни к русской, ни к финской речи, и даже трудно было бы подобрать символы для их отражения на письме. Правда, такие звуки составляли всего около процента в репертуаре трехмесячных, а у более старших их не было совсем.
Е. Е. ЛЯКСО, М. С. А. СИЛЬВЕН. Сравнительная характеристика ранних вокализаций финских и русских младенцев. "Сенсорные системы" № 1, 2002, стр. 65-74.