В начале ХХ века конструкторы двигателей внутреннего сгорания столкнулись с проблемой детонации топлива в цилиндре. Чтобы повысить мощность двигателя, они увеличили степень сжатия смеси, но бензин “повел себя” не так, как ожидалось. Он сгорал очень быстро, взрывообразно — поршень за это время почти не успевал переместиться и поэтому оказывался под огромной нагрузкой.
Для сравнения бензинов по их склонности к детонации необходим был эталон. Его предложили американцы: горючим с нулевой детонацией стали считать чистый изооктан; за горючее со 100-процентной детонацией приняли гептан. Таким образом, бензин с октановым числом 95 соответствует смеси 95% изооктана и 5% гептана.
На нефтеперегонных заводах используют два метода определения октанового числа бензина: моторный и исследовательский. Моторный метод имитирует движение автомобиля по шоссе при работе двигателя на максимальной мощности; при исследовательском — создаются условия более мягкие, соответствующие городской езде, и в этом случае октановое число получается больше. Стандарт требует приводить оба числа, но на бензоколонках обычно указывается октановое число, полученное исследовательским методом.
Таким образом, при дальних поездках стоит добавлять в бак бензин с более высоким октановым числом.