Много чудесных вещей сотворила природа. В том числе и камень. Когда мы произносим это слово, в воображении возникают и скалистые горы, и яркие самоцветы, и скромный булыжник под ногами. Но есть камни, словно оживающие в руках мастера-художника.
Фетхим Ибрахимхак из Анатолии именно такой художник. Все созданное природой, даже незатейливую гальку, он считает совершенным. Каждый камешек, став частицей картины, обретает новую жизнь, и никто не скажет, что отведенное место не было предназначено ему самой природой.
Впервые я познакомилась с творчеством Фетхима Ибрахимхака на торжественном открытии его персональной выставки, проходившей в октябре 1998 года в Муниципальной художественной галерее Бейоглы в Стамбуле. Организаторы экспозиции рассказывали о художнике, его работах, творческом методе, который родился из игры солнца, света и воды. Фетхим-бей любил проводить свободное время на севере Турции в Трабзоне, приезжая туда каждое лето. Десятки раз он входил в море и выходил из него. И однажды его вдруг поразила игра разноцветных камешков под слоем воды, пронизанной солнцем. С этого момента он начал собирать пестрые камешки. Вернувшись домой, составил из них примитивный рисунок, просидев за столом ночь напролет. Утром, внимательно вглядевшись в свое творение, не смог отказать ему в оригинальности. На следующий день снова отправился к морю, чтобы насобирать камешков для более сложного рисунка.
В последние годы Фетхим-бей собирает камни для своих картин в разных районах Турции: в горах, на берегах рек, у моря. Дома сортирует их по размеру и расцветке. Шлифовать гальку или менять ее форму не считает нужным. Важнее всего ее натуральный цвет и блеск. Для закрепления камней мастер применяет гипс. Его же использует, когда нужна деталь идеальной белизны. Разнообразие оттенков в композиции он передает не только подбором разноцветных камешков, но и их особым размещением на картине, обеспечивающим игру света и тени. Иногда деталь - не более крошки, но без нее картина не завершена.
С первыми линиями эскиза художник словно отправляется в неведомое путешествие. Каждый камешек либо притягивает к себе другой, либо отталкивает. И замысел постепенно проступает из пустоты.
Сегодня Фетхим-бей известен своими картинами далеко за пределами Анатолии. Он создал оригинальные портреты королевских семей Таиланда, Саудовской Аравии, Великобритании, ему позировала леди Диана. Но настоящие источники вдохновения художник находит среди бескрайних просторов Турции. На его полотнах можно увидеть пахарей, возделывающих поле, рыбаков, извлекающих из моря сети, причудливые туфовые скалы над зелеными долинами, старинные города с великолепными средневековыми мечетями и маленькую церковь святой Анны - самую древнюю постройку в Трабзоне.
Когда мастер обосновался в Стамбуле, в его творчестве все чаще стали появляться городские пейзажи: виды Босфора с проходящими кораблями и летящими чайками, многолюдные базары, уникальные исторические памятники города.
В такой своеобразной манере Фетхим Ибрахимхак работает с 1963 года. И всякий раз, начиная картину, испытывает такое же волнение, как и 40 лет назад, когда создал первый каменный рисунок.
Школа практических знаний
ПАННО ИЗ ГАЛЬКИ
Все мы любим отдыхать на море и обычно привозим на память разные по форме и размеру ракушки. Но если не полениться и привезти гальку, собранную на берегу, то дома из нее можно сделать красивое панно.
Сначала камешки надо рассортировать по цвету и размеру.
В качестве основы для панно подойдет любой прочный материал, например кусок оргалита или фанеры. Самый подходящий клей - ПВА (поливинилацетатный). Предварительно необходимо выложить эскиз картины, подбирая камешки по принципу мозаики. Клей на основу лучше наносить небольшими участками. Большинство камней приклеивают плашмя (на рисунке позиция "а"). Если нужно создать контур изображения, камни ставят на ребро (позиция "б"). Так постепенно нужно выложить всю площадь имеющейся основы. Не следует брать много клея, иначе он будет затекать за камешки. После того как клей высохнет, остается оформить панно в раму.
Ее тоже можно изготовить самостоятельно. Например, взять полиуретановые потолочные карнизы, распилить их по размеру предполагаемой рамы, затем склеить любым клеем для синтетических материалов и в завершение покрасить в серебристый, белый, синий или зеленый цвет (все они хорошо сочетаются с галькой).