Я ваш почитатель и постоянный подписчик с 1960-х годов. Приехав в Израиль, сразу же отправился искать магазин русской книги, чтобы не прерывать общение с журналом и продлить подписку. Журнал мне помогает и в работе и в жизни.
В № 9 за 2003 год в рубрике “Переписка с читателями” есть трогательная и мужественная зарисовка одного из эпизодов Великой Отечественной войны — советский конвой американских транспортных кораблей с товарами и снаряжением по ленд-лизу. Автор этого письма — госпожа Карпушкина из города Мурманска. Вот к этой женщине я и хочу обратиться за необходимой мне информацией.
Я работаю в Израиле в НИИ сельского хозяйства. Мой коллега профессор Ш. Бен-Иегошуа рассказал мне об истории своей семьи. Его родители — выходцы из России. Их было три брата с семьями. После революции жили в Евпатории, в Крыму. Один из братьев (отец моего коллеги) в 1920 году эмигрировал в Израиль. Второй — чуть позже уехал с семьей в США. Третий брат остался в СССР. В конце 1930-х он был репрессирован и сослан в Сибирь. После “отсидки” остался в Сибири (то ли в Иркутске, то ли в Новосибирске — все “затерлось годами”).
Но вот что интересно! Во время войны его сын служил офицером на кораблях конвоя американс ких караванов. В один из заходов в Сиэтл (США) советский офицер, будучи в увольнительной на берегу, нашел своего “американского дядюшку” и позвонил ему. Это была единственная весточка от русской ветви их фамильного древа. Так гласит семейная легенда. Фамилия офицера — Кобленц, а по матери — Левин (Леви, Левит).
В 1980-х годах, когда “ворота из Союза распахнулись”, я попытался помочь моему коллеге разузнать что-либо о семье Кобленца (Левина). Писал в мэрии Новосибирска и Иркутска, но ответа не получил. Ходил в местное Общество ветеранов Отечественной войны, но напрасно: о морских офицерах почти нет сведений, тем более связанных с такой специфической стороной войны.
Я очень обрадовался, прочитав заметку о советских кораблях, сопровождавших американские караваны. Снова сверкнул лучик надежды: может быть, удастся найти семью Кобленца (Левина) или ее “осколки”. Американская и израильская ветви уже много лет мечтают о встрече со своими родственниками из России.
От редакции. С содержанием письма Бориса Шапиро мы ознакомили автора заметки “Печаль моя светла...” Елену Ивановну Карпушкину из города Мурманска. К сожалению, в морских походах ей не приходилось встречаться с офицером по фамилии Кобленц. Но остается надежда, что кто-то из читателей журнала “Наука и жизнь” знаком с родственниками этого человека. Будем ждать писем.