Вы знаете, как изготовляют фоновые занавеси? Те самые занавеси, на которых во время спектакля вы видите поля, городские пейзажи, море...
В сущности, это обыкновенная ткань, как правило, с очень прозаическим названием холст или бязь... Прежде всего по строжайшему требованию пожарников ее пропитывают огнезащитным составом. Затем эту ткань разрисовывают художники. Так было с тех пор, как в театре появились декорации и пожарники...
Мы рискуем вызвать неудовольствие поклонников театра, но, право, иногда трудно поверить, что перед тобой, скажем, лесная поляна или море... И дело тут не в искусстве художника. Просто долгое употребление одной и той же занавеси заставило ткань сморщиться, краски поблекнуть и осыпаться... А нельзя ли новую, спросите вы. Можно. Но невыгодно. Уж очень дорого стоят фоновые декорации. Давайте подсчитаем. В среднем фоновая занавесь стоит 200 рублей. В спектакле различных фонов насчитывается от пяти до десяти и более. А репертуар одного театра состоит в среднем из 20-30 спектаклей...
Химия пришла на помощь искусству. Изобретатели Всесоюзного научно-исследовательского института пленочных материалов, кунцевского экспериментального завода "Искож" и Театра имени Моссовета С. И. Рубина, А. П. Васильев, А. Н. Копыл и другие создали новый материал, который намного облегчает работу художников. Это особая полихлорвиниловая пленка. Пигменты и красители придают ей любой нужный цвет. Эта пленка пропускает ровно столько света, сколько нужно, достаточно ввести в рецептуру определенное количество талька.
Театральные художники, вечно ползавшие на коленях по расстеленным холстам, с облегчением вздохнут новая фоновая занавесь не требует, чтобы ее разрисовывали. Изображение будет проецироваться на нее из аппаратов, расположенных за сценой. Исчезнет паутина канатов, блоков, которые поддерживали полотнища тканевых занавесей.
На одной и той же пленке могут сменять друг друга небо, лес, городские здания, горы - словом, все что угодно, И будет это происходить с кинематографической быстротой. Более того, предположим, театру нужен новый задник, совершенно другого цвета, совершенно других размеров. Вы можете воспользоваться старой пленкой. Вы можете изменить ее цвет, размеры так, как этого требует новый спектакль. А сколько потребовалось бы холста на его постановку, не будь этой пленки? Сравните-ка! Кстати, и пожарники теперь могут не волноваться новая занавесь не горит.
Вообще-то речь идет пока что о художниках и пожарниках только московского Театра имени Моссовета. Если вы сходите на спектакли "Летом небо высокое" и "Первое свидание", то убедитесь, что Комитет по делам открытий и изобретений поступил совершенно правильно, рекомендовав Министерству культуры СССР это ценное изобретение.