ЧЕМ ПИТАЛСЯ ЭЛАСМОТЕРИЙ

В. ЖЕГАЛЛО, Н. НОСКОВА

Наука и жизнь // Иллюстрации

Не менее четырех тонн весил обитавший в Евразии во времена плейстоцена ископаемый носорог эласмотерий. Он не только значительно превосходил по массе самых крупных современных носорогов, но и внешне существенно от них отличался. В особенности челюстью, нижняя часть которой имела ложковидную форму, тогда как на верхней было нечто, напоминавшее клюв.

Специалисты давно пытались уточнить, в каких конкретно условиях проживал эласмотерий, поскольку одни особенности его строения позволяли считать его степным жителем, а другие - болотным.

Довольно длинные трехпалые конечности ископаемого носорога говорят о жизни в условиях сухих и открытых степных ландшафтов, где он при помощи своего клинообразного рыла с ороговевшим концом вскапывал землю и доставал подземные части растений.

Но, с другой стороны, существование столь крупного животного не могло поддерживаться исключительно сухими степными кормами. Куда более реальным представляется, что он - подобно своему западноевропейскому современнику бегемоту - питался сочной зеленью, камышом, тростником и корневищами водных растений. Но тогда и проживать эласмотерий должен был вблизи водоемов или, по крайней мере, не в сухих, а в высокопродуктивных и высокотравных степях. В пользу этой точки зрения говорит и мощное развитие боковых отростков его первого шейного позвонка: корм животное захватывало явно сбоку. А поскольку постановка его головы была довольно высокой, то и кормовой пучок он захватывал в достаточно высоком растительном ярусе.

Авторы статьи приходят к выводу, что обитал ископаемый носорог все-таки в степях, однако вблизи водоемов, в том числе заболоченных, и питался главным образом возле них.

Это подтверждается и позами скелетов многих погибших эласмотериев, явно увязших когда-то в болотистом грунте.

В. ЖЕГАЛЛО, Н. НОСКОВА. Некоторые морфофункциональные особенности скелета носорога Elasmoterium и их экологическая интерпретация. "Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел геологический", том 76, № 6, 2001, стр. 63-69.