Субъектом любой культуры всегда выступает человек. С этой точки зрения интересно взглянуть на антропометрические аспекты в архитектуре. Например, в эпоху Возрождения считалось, что архитектура - это наука и каждую часть здания изнутри и снаружи можно свести к единой системе математических соотношений. Архитектору не разрешалось применять свою систему соотношений. А принятые пропорции в архитектуре были тесно связаны с размерами человеческого тела.
И дело не только в размерах. Первыми архитектурными творениями на Земле были культовые сооружения - менгиры и дольмены - вертикально поставленные камни. В них, безусловно, видна связь с человеческим телом, причем не только в пропорциях, но и в форме. Далее появились колонны, еще позже - атланты и кариатиды, совсем уже близкие к человеческому образу.
Меры в архитектуре также высчитывались по антропометрическим параметрам. Так, египетский зодчий, представляя длину тела, разделенную на 18 или 22 части, знал, что ступни содержат три такие части, а голень - пять. Отсюда и размерные параметры, которые он применял для каменного блока пирамиды.
Очевидная связь между традиционными мерами и пропорциями человеческого тела существовала и в русской архитектуре. Русский модулор, или пропорциональный строй архитектурных сооружений, основанный на пропорциях человеческого тела, базировался на сажени. А гармоническую систему мер образовывали также локоть (0,618 м), равный 14 вершкам, пядь (0,178 м), равная 4 вершкам, стопа (0,305 м): в аршине содержалось 2 1/3 стопы.
Параметры человеческого тела часто встречаются и в названиях архитектурно-конструктивных элементов. Стопа, например, - это укладывание бревен по счету в ряд в определенном порядке. Холодной стопой именуют клеть, то есть сруб, оборудованный дверью и окнами, полом, потолком и крышей, но без печи. В теплой стопе, или избе, была печь. Так, при упоминании: "церковь на двух стопах" становится ясно, что речь идет о строении из холодного храма и теплой церкви. Раменка по-русски - плечо. Согнутая в локте раменка представляет собой уступ, а два уступа образуют четырехугольную обвязку - раму.