Саранчу пора спасать от вымирания

Доктор географических наук Борис Шерстюков, Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации — Мировой центр данных Росгидромета

Глобальное потепление меняет биоразнообразие на Земле. Ареалы обитания многих млекопитающих, птиц, насекомых сокращаются, их популяции уменьшаются, а то и полностью исчезают на отдельных территориях. Ширококрылая трещотка (Bryodemella tuberculata) из семейства саранчовых вплоть до середины ХХ века была обычным явлением в европейских частях своего ареала. Но затем её многие европейские популяции резко сократились и в настоящее время считаются вымершими или находятся под угрозой исчезновения: в некоторых странах этот вид внесён в региональные Красные книги и его местные изолированные популяции поставлены под охрану. Так, по данным Международного союза охраны природы 2016 года, популяции в Дании, Латвии, Польше, Швейцарии и Италии вымерли. В Центральной Европе ареалы ширококрылой трещотки ограничены небольшими территориями в Германии и Австрии вдоль рек Изар и Лех, в Северной Европе — островом Эланд в Балтийском море (Швеция).

Карта распространения Bryodemella tuberculata (вымерших и существующих), основанная на данных, собранных из литературы, музейных документов и частных коллекций. Цифры с 1 по 9 показывают местонахождения, где B. tuberculata в настоящее время считается вымершим видом по самым последним данным. Синими кружками обозначены существующие ареалы обитания Bryodemella tuberculata. Красными кружками обозначены места, где ширококрылая трещотка вымерла, красно-белыми — самые последние данные об ареалах, где вид вымер. Рисунок (с изменениями) из статьи: Dey L.-S., Simoes M. V. P., Hawlitschek O. et al. Analysis of geographic centrality and genetic diversity in the declining grasshopper species Bryodemella tuberculata (Orthoptera: Oedipodinae). // Biodivers Conserv 30, 2773—2796 (2021)/CC BY 4.0.
Ширококрылая трещотка (Bryodemella tuberculata) — довольно крупное насекомое из семейства саранчовых. Длина тела самца 26—31 мм, самки — 29—39 мм. Фото: Eduardas Budrys/Wikimedia Commons/PD.

В Азии трещотка сохранилась неплохо — она обитает в Монголии, на юге Сибири, севере Казахстана, северо-западе Китая, преимущественно в предгорных сухих степях и полупустынях. В конце 1990-х годов юг Западной Сибири и север Казахстана буквально подверглись нашествию саранчи. Почему же этого опасного вредителя надо защищать?

Оказывается, присутствие саранчи имеет большое значение для многих природных экосистем, особенно степных и луговых. Эти насекомые активно потребляют всевозможные травы, используя в пищу относительно небольшую часть всей поглощаемой массы. Измельчая растительность своими сильными челюстями и специальными шипами в пищеварительном тракте, они оставляют экскременты с большим количеством питательных веществ. Тщательно переработанная масса в итоге заселяется различными грибками и бактериями. Так активизируется процесс переработки и ускоряется общий круговорот веществ в степных экосистемах.

Энтомологи обратили внимание на стремительное сокращение европейских популяций саранчовых и решили выяснить, действительно ли виною тому — изменение климата. Международная группа учёных, в которую вошли сотрудники Института систематики и экологии животных СО РАН и Новосибирского государственного университета, выяснила причины вымирания ширококрылой трещотки в Европе. Исследователи собрали данные о распространении данного вида, о вымерших и сохранившихся популяциях на территории России и Европы. На основе этих данных они создали модель экологической ниши, которая помогла им понять, был ли климат на периферийных территориях ареала B. tuberculata возможной причиной локального исчезновения европейских популяций. Кроме того, энтомологи использовали популяционную генетику для оценки генетического разнообразия существующих популяций. В итоге они пришли к выводу, что в Европе по-прежнему климат близок к оптимальному для обитания этих насекомых. Таким образом, даже с учётом всех флуктуаций последних десятилетий климатические условия там по-прежнему подходят для активного размножения ширококрылой трещотки. Так в чём же дело?

Как оказалось, экологические изменения, приведшие к упадку и даже к локальному исчезновению многих приспособленных к холоду видов, вызваны хозяйственной деятельностью человека. Анализ огромного массива данных по изменениям в землепользовании с 1873 по 2019 годы показал, что основная причина вымирания популяций саранчовых связана с антропогенной трансформацией местообитаний. Привычные ареалы ширококрылой трещотки существенно пострадали за XX век. В Европе оптимальным местом её обитания выступают верещатники — ландшафты с бедной почвой, где растут лишь такие нетребовательные к почве растения, как вереск, а также каменистые участки пойм горных рек. То есть основная часть поселений B. tuberculata была связана с открытыми участками на равнинах и с речными поймами, особенно в горах, многие из которых оказались преобразованы для строительства гидроэлектростанций, спрямления речных долин, ликвидации порогов, распашки верещатников, высадки сельскохозяйственных культур. Наконец, немало популяций ширококрылой трещотки стали жертвой восстановления европейских лесных экосистем, где они не могут существовать.

Исследователи убеждены, что европейские популяции ширококрылой трещотки возможно сохранить даже при значительных изменениях климата в ближайшие десятилетия. Для этого необходимо вести комплексные природоохранные мероприятия: изменить режим землепользования на привычных для саранчовых местах обитания, поставить эти участки под охрану и планомерно их восстанавливать.

Результаты исследования опубликованы в журнале «Biodiversity and Conversation».

По информации пресс-службы Института систематики и экологии животных СО РАН.