№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

«Загадка» из-под воды

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «Geo» и «Max Planck Forschung» (Германия), «MIT Technology Review», «Skeptical Inquirer» и «Wired» (США), «L’Histoire» и «Le Point» (Франция).

Немецкая шифровальная машина «Энигма». Образец из Музея им. Леонардо да Винчи в Милане. В этом экземпляре три зубчатых ротора, а в дальнейших моделях их количество увеличивали вплоть до восьми, что каждый раз сильно затрудняло задачу английских криптографов. Фото: Alessandro Nassiri/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0.

Немецкий инженер Артур Шербиус изобрёл в 1918 году машину «Энигма» («Загадка» по-гречески) для шифрования текстов с возможностью создания особого, своего шифра для каждого послания. Принцип устройства, внешне похожего на пишущую машинку, состоял в том, что печатаемая на клавиатуре буква автоматически заменялась другой, причём каждый раз — разными буквами. Это осуществлялось с помощью системы соединённых между собой зубчатых роторов с нанесёнными на них буквами, и при передаче каждого сообщения оператор менял соединения между шестерёнками (см. «Наука и жизнь» № 3, 1994 г., с. 138 и № 1, 1996 г., с. 149). Получатель должен заранее договориться с отправителем об установке шестерёнок.

Во Второй мировой войне немецкая армия широко применяла это устройство для передачи донесений и приказов. До 1945 года было выпущено около 200 тысяч «Энигм». Тем не менее, благодаря неаккуратности радистов (бывало, что они ленились сменить установку роторов) и после захвата нескольких «Энигм» с потопленных вражеских кораблей, польские и английские математики уже с 1941 года читали большинство немецких шифровок.

Иногда шифровальная машина оставалась на борту и уходила на дно с кораблём и частью экипажа. В других случаях, видя, что захват судна неизбежен, старший офицер выбрасывал секретную машину за борт. Так что на дне морей скопилась целая коллекция. В наши дни криптография перешла на совершенно иной уровень (см. «Наука и жизнь» № 7, 2020 г., статья «Криптография (искусство секретной переписки)»), не сравнимый с «Энигмой». И всё же немногие сохранившиеся экземпляры этой машины интересны для историков, музеев и коллекционеров. Поэтому при возможности их достают и со дна морского...

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее