Седна, блуждающая во тьме

Анна Сдобина

Представьте себе мир, где царит вечная ночь. Мир, над которым простирается на почти абсолютно чёрном фоне сияющая дорожка Млечного Пути, украшенная тёмными прожилками космической пыли, настолько плотными, что сквозь них не пробивается свет звёзд. Это мир, откуда Солнце кажется далёкой и яркой звездой, отличающейся от тысяч других лишь золотистым сиянием. Это мир, скованный льдом и холодом. Это Седна — карликовая планета, один из наиболее удалённых объектов Солнечной системы среди всех известных астрономам.

Художественное изображение Седны. Красный «марсианский» цвет поверхности планеты придают, скорее всего, органические вещества — толины, а не минералы, как на Марсе. На рисунке яркой белой точкой показано Солнце, а небольшой объект справа позади Седны — гипотетический спутник, который, как предполагали вначале, мог быть у неё. Однако более точные измерения параметров движения и вращения карликовой планеты позволили сделать заключение, что спутников у Седны нет. Иллюстрация: NASA/JPL-Caltech.

В поисках новых миров

С незапамятных времён астрономам были известны пять планет, видимых с Земли невооружённым глазом: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Сатурн считался последним обитателем Солнечной системы, медленно странствующим по её границе. Однако в 1781 году во время очередных наблюдений английский астроном немецкого происхождения Уильям Гершель открыл Уран. Это только укрепило подозрения, что и Уран — не последняя планета, ведь если мы чего-то не видим, это вовсе не означает, что этого нет: наверняка за орбитой Урана прячется что-то ещё!

Логика не подвела учёных. Несколько десятилетий спустя французский математик и астроном Урбен Леверье на основе анализа возмущений орбиты Урана сделал вывод о том, что за ним скрывается ещё одна массивная неоткрытая планета. Леверье даже рассчитал местоположение предполагаемого объекта и не ошибся: 24 сентября 1846 года в Берлинской обсерватории был открыт Нептун. Совершили открытие немецкие астрономы Иоганн Галле и Генрих Луи д'Арре именно в том месте, которое указал в своих расчётах Урбен Леверье.

Идея поиска новых планет завладела умами учёных: сколько же на самом деле их в Солнечной системе? Как далеко распространяется гравитационное влияние нашей звезды?..