Зачем насекомым хоботки?

Кандидат биологических наук Владимир Карцев. Фото автора

Насекомые, на первый взгляд такие крошечные и беззащитные, приспособлены к условиям обитания лучше большинства других животных. Они выживают в самых экстремальных условиях (см. «Наука и жизнь» № 10, 2017 г. и № 6, 2018 г.) и могут питаться такой органикой, которая другим многоклеточным организмам не годится. Насекомые поедают шерсть, перья, рога и копыта позвоночных, сухую древесину, экскременты. Некоторые из них, например пчёлы, питаются нектаром и пыльцой растений (см. «Наука и жизнь» № 8, 2019 г.), а известные паразиты — докучливые комары — покушаются на нашу кровь, впрочем, как и на кровь других позвоночных.

У мух-жужжал (Bombyliidae), подражающих шмелям, острый хоботок всегда торчит вперёд наподобие копья.

Умение насекомых добывать и перерабатывать пищу в большой степени зависит от устройства их ротового аппарата и пищеварительной системы. Пищеварительную систему — будь то позвоночные или беспозвоночные — схематически можно представить в виде трубки, открытой с двух сторон. Передний конец — это рот. Попав в него, пищевой комок движется по трубке, где постепенно расщепляется различными ферментами; продукты распада всасываются в тело, а непереваренные остатки выбрасываются наружу из заднего конца. Но чтобы пища попала в рот, нужен специальный ротовой аппарат. У позвоночных эволюция «придумала» мускулистые губы, зубы, язык. Беспозвоночные устроены совершенно иначе. Насекомые и другие членистоногие откусывают и запихивают пищу в рот сильно видоизменёнными конечностями (люди тоже иногда едят руками — так вкуснее). Ротовой аппарат образовался у них из придатков нескольких слившихся сегментов тела. Традиционно его частям дали названия, соответствующие нашему ротовому аппарату, но это не более чем антропоморфизм — приписывание человеческих черт нечеловеческим существам...