Вороньи уроки

Юрий Алексеев (Вологодская область, село Андомский Погост). Фото автора

Пятьдесят лет назад посадил я в огороде на меже саженец кедра (сосну сибирскую пятихвойную). Сейчас это красивое высокое дерево.

Когда кедру было 35 лет, в его кроне свила гнездо серая ворона. В том году по всем близлежащим сёлам электрики меняли деревянные столбы на железобетонные и набросали около новых столбов много обрезков алюминиевой проволоки. Так вот, ворона на кедре устроила остов своего гнезда из проволоки. Не знаю, последовали её примеру другие местные вороны или сами проявили инициативу, но они тоже использовали при постройке гнёзд проволоку. И в селе стало чисто, обрезков проволоки вокруг столбов не осталось.

Однажды я заметил, что поселившаяся на кедре ворона залетает на грядки с посаженной рассадой капусты и отрывает у растений листья. Видимо, в гнездовой период птицам нужны витамины. Я не знал, как спасти капусту. И тут один знаток посоветовал: когда ворона залетит в огород, пойди и пошевели её гнездо. Я так и сделал. Как только ворона прилетела на грядку, взял длинный шест, подошёл к кедру и стал тревожить гнездо. Птенцы запищали, ворона тут же вернулась к гнезду, и я сразу ушёл. После этого случая ни разу не видел, чтобы ворона летала в огород, видно, смекнула, что тогда её птенцам несдобровать. А однажды заметил, как она выгнала из огорода залетевших было на грядки галок...