АОС в действии, или "как с гуся вода”

Инженер Д. Сергеев

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

     Землеройным машинам приходится иметь дело с коварным противником. Зимой, когда температура падает ниже минус 20°, порода примерзает к стенкам ковшей экскаваторов, к бортам и днищу вагонов и самосвалов. Машины приходится то и дело останавливать и очищать. В Сибири на строительстве гидростанций простой каждой землеройной машины за смену составляет в среднем 2-3 часа, а на Северном Урале на угольных разработках экскаваторщики теряют 30 процентов рабочего времени. Это причиняет огромный ущерб. Роторный экскаватор, например, мог бы за то время, которое уходит на очистку ковшей, выдать на-гора несколько тысяч кубометров земли.

     Что только не делают, пытаясь как-нибудь справиться с примерзающим грунтом! Ковши посыпают шлаковой пылью, смазывают нефтепродуктами с антифризом, обмывают соляным раствором. Но все это помогает мало, а иногда даже вредит рабочие части землеройных машин ржавеют, преждевременно выходят из строя. На вскрышных работах в Свердловской области [трест "Волчанскуголь") экскаваторные бригады отогревают ковши, сжигая старые автопокрышки. Методы кустарные, и приводят они к печальным последствиям; почти все ковши треснули. Думпкары пытаются очищать от намерзшего грунта кувалдой. После этого "здоровье" вагона часто бывает в буквальном смысле расшатано.

     Над проблемой борьбы с намерзанием грунта работают многие. И вот недавно группа изобретателей - инженеры Р. 3. Файнциммер, Д. П. Сергеев и Д. С. Голосов - предложила особый антиобледенительный состав [АОС], приготовленный на основе хлористого кальция. Смазали им ковши. Проверили. Казалось бы, все хорошогрунт к ним не прилипает, легко удаляется. Но, увы, и сам состав лишь очень недолго удерживается на металлической поверхности. Тогда начали думать, как же устранить это препятствие. Поиски привели к такому решению надо на металл наносить подслой на битумной основе. Он отлично сцепляется с железной поверхностью, а с ним хорошо схватывается антиобледенительный состав. Провели производственные испытания. И результаты превзошли все ожидания. Температура была минус 20-28°, а комья земли скатывались с ковшей, как соль с кончика ножа. Кузова самосвалов выглядели так, будто только что возили не липкую глину, а песок.

     "При экскавации глинистых пород в сильные морозы глинистый грунт примерзает к ковшу. Ковш, покрытый противообледенительным составом с битумным подслоем, опоражнивался полностью, и обычного намерзания грунта не наблюдалось". А вот еще одна выдержка из официального акта испытаний "...противообледенительный состав может быть широко применен на экскаваторах, если механизировать его приготовление". Замечание было верное. И изобретатели придумали, как приготовлять и наносить состав на рабочие части машины. Была создана портативная установка, которая размещается в кабине экскаватора.

     Думпкары и самосвалы будут обслуживаться установками, размещенными на автомашинах. Теперь надо, конечно, организовать производство таких установок и оснастить ими все крупные строительства. Ведь это позволит сэкономить не один миллион рублей.

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее