Повернули кран, поднесли спичку - и вспыхнуло жаркое голубое пламя газа. Мы делаем это ежедневно, миллионы жителей городов,- утром включаем, а поздним вечером выключаем газ. Да только ли мы? Дешевым высококалорийным топливом пользуются заводы, фабрики, электростанции, и тоже в разное время в разных количествах.
Взгляните на график как резко скачет линия суточного расхода газа в таком городе, как Москва! Есть графики и сезонные летом газа требуется меньше, чем зимой, а зимой бывает, что его даже не хватает.
"Не хватает", пожалуй, не то выражение. Газа на промыслах есть сколько угодно. Возможно, газопровод с самого начала не был рассчитан на столь большой расход горючего, или не на полную мощность работали компрессорные станции, или к коллектору, питающему магистраль, не были подключены дополнительно скважины, или к этому времени включились новые потребители газа, появившиеся вдоль трассы газопровода, или...
Таких "или" может быть множество. И учитывать хитроумные сплетения всех обстоятельств, чтобы обеспечить устойчивое снабжение газом, становится все труднее и труднее. Что же делать? Можно, конечно, близ крупных центров строить газгольдеры - огромные хранилища газа (так, кстати, и поступают). Пополняются они обычно ночью, а днем, в часы "пик", отдают часть своих запасов потребителям.
Есть и другой выход. Ведь опыт показал, что прекрасным хранилищем газа могут служить... сами газовые магистрали. Но для этого необходимо их специально рассчитывать и соответствующим образом эксплуатировать.
Специально рассчитывать - значит составлять и решать системы весьма сложных дифференциальных уравнений. И мало того, что это под силу разве лишь электронной вычислительной машине,- найденное решение годится только для какого-то конкретного газопровода, питающего в какое-то данное время вполне определенное число потребителей. А для другого газопровода? Да что там для другого, когда для того же самого газопровода, но из-за изменений, которые происходят в газовой магистрали только в течение одного дня, пришлось бы составлять новые уравнения и, значит, новые программы для их решения.
А что, если уравнения, описывающие работу газовых магистралей, "перевести" на электрический язык - построить электрическую модель, которая могла бы достаточно просто "перевоплощаться" в любой конкретный газопровод? Именно эта задача и была решена сотрудниками Ташкентского филиала института ВНИИГАЗ, которые дали теорию математической модели газопровода, и конструкторами московского СКВ "Газприборавтоматика" Главгаза СССР (инженеры А. В. Иванов, И. В. Старков и Г. М. Кильберг), создавшими "ЭМАГ-1" - электрическую модель-аналог газопровода.
Теперь достаточно буквально минуты для того, чтобы с помощью нескольких рукояток и кнопок "набрать" на машине режим работы любого газопровода с любым количеством потребителей. Спустя еще минуту на экране осциллографа уже появится ответ в виде замысловатой светящейся кривой. А еще через пару минут (они требуются для обработки фотобумаги) вы уже получите эту кривую на широкой бумажной ленте.
- "ЭМАГ-1",- говорит ведущий конструктор машины А. В. Иванов,- прежде всего поможет проектировщикам новых газовых магистралей. Машина подскажет, какой для данной трассы взять диаметр труб, каким выбрать расстояние между компрессорными станциями, на какую мощность их рассчитать. Электрическая модель ответит, как с наименьшими затратами устранить недостатки существующих газопроводов, которые уже не могут дать достаточное количество топлива выросшим на их трассе новым городам, поселкам, заводам. В будущем мы предполагаем, что такие машины появятся на диспетчерских пунктах они во много раз облегчат ведущуюся здесь сложную, многотрудную работу. Не исключено, что машины, подобные "ЭМАГ-I", но только более совершенные (ведь это лишь первая модель), станут своеобразным "мозгом" целой системы газопроводов и уже сами, без вмешательства человека, будут управлять их работой в самом экономичном, в самом рациональном режиме.