Полет автоматической межпланетной станции к планете Венера - одно из наиболее ярких, непревзойденных достижений советский науки и техники. Советские ученые и инженеры впервые осуществили старт управляемой космической ракеты с борта тяжелого искусственного спутника по команде с Земли!
Известно, что на автоматической межпланетной станции весом 643,5 кг, отправленной к Венере в феврале этого года, не предусматривалось создания условий для полета человека. Но современные темпы развития космонавтики позволяют надеяться, что такой аппарат будет создан еще в XX веке.
Давайте пофантазируем. Вообразим, что он уже построен и готов отправиться в космический рейс. Как бы себя чувствовал в полете человек? Что он увидел бы из «окна» межпланетной станции?
Конечно, все предвидеть трудно. Но многое можно представить себе и сегодня.
...25 января 19... года. Незабываемые, напряженные мгновения; в шлемофоне слышно «Десять, девять, восемь... три, два, один. Старт!» Включены двигатели, и огромная сила прижимает космонавта к спинке кресла, в котором он находится не в сидячем, а почти в лежачем положении. А что же дальше?
О тем, что чувствует человек, поднявшийся на искусственном спутнике в космос и летящий вокруг Земли, теперь хорошо известно.
Действия перегрузок, состояние невесомости, изумительные картины Земли с высоты трехсот километров и многое другое уже было прочувствовано, испытано и прекрасно описано первыми советскими летчиками-космонавтами. Наш пассажир МС на первом этапе полета мог бы только присоединиться к их описаниям.
Но вот корабль вышел на орбиту спутника Земли, и мы слушаем сообщение ТАСС «С искусственного спутника стартовала и благополучно выведена на орбиту к Венере межпланетная станция с человеком на борту». Вначале космонавт вновь испытывает перегрузку, а затем снова свободный полет, и снова состояние невесомости.
В абсолютной тишине МС удаляется от Земли. 400... 500 километров... Но что это? Космонавт сообщает на высоте около 600 километров стали быстро расти показания приборов, регистрирующих частицы высоких энергий.
Ракета проходит первую зону повышенной радиации... Мы вспоминаем первые советские спутники и космические ракеты доложили ученым, что две таких зоны опоясывают земной шар в виде двух гигантских баранок, вложенных одна в другую. В поперечном разрезе они напоминают скорее покрышки от автомобильного колеса. Их ось проходит через северный и южный магнитные полюса Земли. В районе экватора внутренняя зона простирается до высоты 5 - 6 тысяч километров. В средних широтах ее края загнуты к Земле.
Максимум внешней зоны находится на расстоянии около 22 тысяч километров от центра Земли. Зоны радиации опасны быстрыми протонами и электронами, движение которых замкнуто в магнитном поле земного шара. Внешняя зона могла образоваться в результате захвата частиц, извергнутых с поверхности Солнца. Потоки таких частиц несут собственные магнитные поля, поэтому они и могли проникнуть в магнитное поле Земли. Такую гипотезу выдвинули советские ученые И. С. Шкловский и В. И. Красовский. Что касается внутренней зоны, то некоторые ученые допускают возможность ее образования в результате бомбардировки атомов земной атмосферы космическими лучами.
При запуске ракет с экипажем требуется ускоренное пересечение внутренней зоны, которая представляет опасность для полетов людей, так как здесь удары частиц о металл вызывают появление «жестких» рентгеновских лучей. Чтобы миновать зону радиации, можно вылететь в космос через свободное пространство в районах магнитных полюсов Земли, однако это снижает полезный вес ракеты и точность вывода на орбиту.
Но вот космонавт радирует «Пояса повышенной радиации пройдены успешно, система защиты от вредного действия космических излучений работала нормально», - и 25 января, в 12 часов по московскому времени, МС находилась уже на высоте 126 300 километров над точкой земной поверхности с координатами 86° 40' восточной долготы и 6 4' северной широты.
Пилот сообщает «Смотрю на Землю. Земной шар, немного ущербленный с восточного края, имеет угловой поперечник около 6°, то есть представляется размером с небольшой глобус на расстоянии 2 - 3 метров. Очень далеко в стороне от Земли виден узкий серпик Луны». Если снимки этого серпика были бы получены с помощью телеобъектива, то они представляли бы колоссальный научный интерес. Ведь это тот самый сектор обратной стороны Луны, который не был сфотографирован с МС, облетевшей Луну в октябре 1959 года. Проходят еще одни сутки. Земной шар в виде яркого кружка, немного ущербленного с востока, виден на фоне скопления галактик в созвездии Девы. К 12 часам 26 января угловой поперечник Земли составил уже меньше 2°.
В соседнем созвездии Весов - Луна. Она кажется нашему космонавту примерно таких же размеров, как с Земли. Только на Земле сейчас новолуние, а со станции Луна видна в виде полукруга. Ее освещенная часть, за исключением узенького ободка возле терминатора относится к обратной стороне.
Связь с МС работает безотказно, космонавт посылает на Землю очередную сводку о том, что температура внутри станции нормальная (4-20эС). Система ориентации работает отлично солнечные батареи направлены на Солнце.
Проходит еще несколько дней - и новая информация на Земле появилось темное свальное пятно, бледное по краям и совершенно черное в центре. Эти лунная тень.
Края ее были бы резкими, если бы Солнце было точкой. На самом деле это не так. Для одних областей на Земле Солнце целиком закрыто Луной (полное солнечное затмение), для других - лишь частично, и сюда падает не тень, а полутень, тем более густая, чем большая часть светила закрыта.
31 января, 14 часов 04 минуты. Очередной сеанс радиосвязи с Землей высота - 889 тысяч километров над Индийским океаном. Скорость удаления от Земли - 3 923 м/сек. Скорость движения по собственной орбите в Солнечной системе - около 27 км/сек.
1 февраля, около 4 часов. Восхитительное зрелище! - восклицает космонавт. - Луна расположена между станцией и Землей! Двойная планета яркий, бело-голубоватый земной шар и почти касающаяся его желтоватая Луна.
Видимый поперечник Земли - 45', Луны - 18'. Фазы Луны и Земли одинаковы видно немногим более половины диска.
8 февраля. Станция прошла по своей орбите почти 20 миллионов километров, огибая Солнце по дуге эллипса, и успела удалиться от Земли на расстояние 2,5 миллиона километров.
14 февраля. Космонавт перестает различать фазу Луны. До Земли 7 миллионов километров! Едва заметно, что она не точка, а шарик. Рядом с Землей, на расстоянии примерно 30 ее поперечников, очень яркая желтоватая точка - Луна. Она вдвое ярче Венеры, блистающей в противоположном иллюминаторе, в созвездии Рыб. Венеру хорошо видно, если заслониться от белого шара беспощадно палящего Солнца. По другую сторону от Солнца, в созвездии Стрельца, рядышком видны планеты Юпитер и Сатурн, которые выделяются своим блеском среди окружающих звезд. Для того, чтобы избавиться от солнечного света, космонавт закрыл иллюминатор и посмотрел в другой. И снова необычайная картина в направлении, противоположном Юпитеру и Сатурну, светит красновато-оранжевый Марс!
Мы знаем, что при наблюдениях планет в телескоп с Земли постоянно изменяющаяся оптическая неоднородность земной атмосферы размазывает изображения тонких деталей. Кроме того, воздух, содержащий большое количество кислорода и водяного пара, очень осложняет задачу обнаружения этих веществ в составе атмосфер других планет. И вот именно эти затруднения, сильно ограничивающие возможности исследования планет с Земли, теперь отпали 26 февраля. В кабине запахло озоном. Раздался сигнал рентген-тревоги. Космонавт быстро надевает свинцовый скафандр с толстыми стенками. По внешнему виду он напоминает саркофаг из Древнего Египта. На Земле человеку ни за что не открыть крышку такого рентген-скафандра. Ведь там она весит почти тонну, а здесь ничего не весит. И все же чувствуется ее массивность медленно открыть ее легко, а вот быстро распахнуть не под силу.
Только через два часа последовал сигнал «опасность миновала».
Что же случилось? Чем же была вызвана тревога? Откуда появилось рентгеновское излучение? Оказывается, на Солнце произошла вспышка. Она была отчетливо заметна в виде яркого пятнышка - сквозь специальные светофильтры или в спектро-гелиоскоп при настройке на линии водорода. Вспышка длилась 2 - 3 часа. Зато поток рентгеновского и ультрафиолетового излучения от этого сравнительно небольшого участка поверхности Солнца значительно больше, чем от всего «спокойного» светила. Мощность вспышек оценивается баллами от единицы при слабых вспышках до трех с плюсом при наиболее сильных. Когда появляется вспышка в три балла, Солнечную систему пронизывает смертоносный поток рентгеновских лучей, настолько «жестких», что для защиты от них нужна свинцовая броня толщиной в десятки сантиметров или толстый слой грунта. Кстати, земная атмосфера совершенно непрозрачна для рентгеновских лучей, так что землянам это излучение не опасно. Неудобство здесь заключается лишь в том, что облученная ионосфера временно перестает отражать радиоволны и нарушается радиосвязь, что, например, мешает нормальной работе авиации и морского флота.
20 марта. Пройдена половина пути. Солнце стало заметно ближе оно увеличилось в размерах и сильнее припекает. Приходится закрывать обращенный к нему иллюминатор, чтобы уменьшить расход энергии в системе охлаждения.
16 апреля. До Венеры семь с половиной миллионов километров. Почти возле Солнца, которое печет невыносимо, виден ее белый узкий серп, как народившийся месяц, только поменьше и значительно более белый и яркий. В противоположном направлении самое заметное светило - родная Земля, - ярко пылающая голубоватая точка, и рядышком с ней, желтее и слабее, блестит ее спутник. Они видны в созвездии Девы между звездами Спикой и Гаммой. Ни одна планета не может сравниться с системой Земля - Луна своим блеском и великолепием.
Время идет. Серп Венеры, обращенный выпуклой стороной к Солнцу, заметно увеличился, но видно его плохо, так как он очень узкий, и приходится смотреть на него, заслоняясь от солнечных лучей. Постепенно серп приближается к Солнцу, замыкается в узкое белое кольцо и, продолжая надвигаться на центральное светило, закрывает его. Вокруг кольца - нежное серебристо-жемчужное сияние неправильной формы, лучи которого как бы постепенно растворяются вдали от Солнца. Это солнечная корона. Нашему космонавту повезло! Он видел затмение Солнца Венерой! Любой астроном на Земле, будь он королем, не задумываясь, отдал бы полцарства за один миг у телескопа, в объективе которого - Солнце, закрытое Венерой. С Земли ничего подобного наблюдать невозможно. Можно увидеть лишь прохождение Венеры - маленького черного кружочка - по диску Солнца. Такое прохождение бывает не чаще двух раз в столетие, а в некоторые века ни разу.
Затмение кончается. Вновь Венера и Солнце рядом. Медленно растут размеры серпа, который превращается в громадный полумесяц. Солнце далеко в стороне. Венеру видно отлично. Ослепительно бело-желтоватая поверхность дневной стороны лишена каких-либо отчетливых деталей поверхность закрыта сплошными облаками. На ночной стороне заметно слабое свечение. Местами отчетливо виден его сочнокрасный оттенок. Это - свечение ночного неба на Венере; оно проявляется в десятки раз сильнее, чем на Земле.
Станция огибает Венеру по гиперболической траектории. Расстояние меньше 100 тысяч километров! Громадный шар Венеры висит в небе, занимая площадь в 180 раз большую, чем полная Луна, видимая с Земли. Включены магнитометры, они должны ответить на вопрос, обладает ли Венера магнитным полем. Если да, то здесь возможны зоны радиации. Безотказно работают счетчики космических частиц.
Прошли десятки часов. Станция удаляется от Венеры. Она идет к Земле