ЛУНА И ПЛАНЕТЫ В СЕНТЯБРЕ - ОКТЯБРЕ 2002 ГОДА

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба.

Луна и планеты перед рассветом с 2 по 6 сентября 2002 года

С приходом осени наконец закончится неблагоприятный период для наблюдения планет, когда они практически не были видны. Но в отличие от первой половины года теперь все события будут разворачиваться далеко за полночь и в утренние, предрассветные часы.

Первым перед наблюдателями предстанет Сатурн. Он взойдет 1 сентября незадолго до полуночи (по летнему московскому времени около 23 ч), причем одновременно с Луной и всего в 2о от нее. Через три часа после этого взойдет Юпитер, а еще через такое же время - это уже незадолго до рассвета - появится Марс.

В течение всего сентября можно будет наблюдать только эти три планеты.

1 сентября Сатурн, двигаясь прямым движением, покидает созвездие Близнецов и вступает в Орион. Он будет всего в 3о от знаменитой Крабовидной туманности (М1). Юпитер в это время расположен в самой середине созвездия Рака, недалеко от популярного у астрономов-любителей яркого рассеянного звездного скопления Ясли (М44). Сатурн и Юпитер - планеты-гиганты: они видны очень хорошо, заметно выделяются на небе, их блеск 0,1m и 1,8m соответственно.

Маленький Марс, находящийся в этот период в самой удаленной от Земли части своей орбиты, не так-то просто отыскать. Марс виден по соседству со звездой Регул, главной в созвездии Льва, и немного уступает в блеске Регулу (1,8m против 1,4m). И Красная планета и Регул появляются из-за горизонта в этот период при уже разгорающемся рассвете. Скорее всего, без бинокля их не увидишь.

Немного о том, как будут двигаться эти планеты в сентябре - октябре. Сатурн, как обычно, перемещается медленнее всех, и его смещение относительно звезд от ночи к ночи едва заметно. Это естественно, ведь до него больше 9 астрономических единиц (1370 млн. км). Заметно быстрее, чем Сатурн, движется Юпитер - до него 6 а.е. (897 млн. км); движение также прямое, то есть к востоку. За первую неделю сентября он пройдет по южному краю скопления Ясли (М44). Из-за того что Земля перемещается по орбите гораздо быстрее этих планет, мы будем видеть их с каждым днем все выше и правее.

Любопытную картину дают в эти месяцы регулярные наблюдения Марса на фоне звезд. Ежедневное довольно быстрое движение Красной планеты в прямом направлении полностью компенсируется собственным годовым движением и вращением Земли. В результате наблюдателю, который смотрит по утрам в одно и то же время на восток, будет казаться, что планета как бы "стоит" на одной и той же высоте над горизонтом, лишь немного сдвигаясь к югу. И так будет до конца года. Хотя за сентябрь - октябрь расстояние между нами увеличится с 1,65 а.е. (249 млн. км) до 2,47 а.е. (370 млн. км).

Четвертая планета, которую можно будет наблюдать в России в описываемый период, - Меркурий. Маленький и быстрый, он присоединится к остальной компании 4-5 октября. Стремительно вынырнет из солнечного сияния (пройдя предварительно перед светилом) и направится в сторону Марса. Не дойдет до него всего 3о и 11 октября повернет обратно. Блеск Меркурия за эти несколько дней стремительно возрастает (за неделю увеличится в несколько раз: с +1,5m до -1m). И Меркурий станет хорошо выделяться на фоне зари. Но ближайшая к Солнцу планета никогда не отходит от него далеко. И на этот раз наибольшее удаление составит всего 18о. Тот, кто сможет понаблюдать за ним в телескоп, увидит, как за короткий срок планета превратится из тонкого серпика в почти полный диск. В таком виде Меркурий снова скроется за Солнцем. Расстояние до него за это время вырастет с 0,7 до 1,3 а.е.

Теперь посмотрим, как в сентябре - октябре будет двигаться Луна. Новолуние будет 7 сентября. Вечером 10-11 сентября покажется узкий серпик совсем низко над западным горизонтом. Первую четверть (то есть половинку диска) можно увидеть 13 сентября, когда Луна будет находиться в созвездии Змееносца. Затем, пройдя невысоко по южным созвездиям и оказавшись в созвездии Рыб, 21-го числа она вступит в фазу полнолуния. После этого луна будет видна все выше и выше. Когда наступит ее последняя четверть (29 сентября), она окажется рядом с Сатурном - пройдет всего в 3о от планеты, а 2 октября - недалеко от скопления Ясли (М44), где за месяц до этого мы видели Юпитер. Луна - она будет в последней четверти догонит и его. Новолуние наступит 6 октября.

В октябре картина почти полностью повторится: 9-10-го числа Луна вновь появится низко на юго-западе. Первая четверть наступит 13-го в Стрельце, а полнолуние - 21 октября в Рыбах. Пройдя 26 октября в 6о от Сатурна, она 29-го окажется в Раке, где и наступит последняя четверть. В эту ночь Луна пройдет в 4о севернее Юпитера.

Удачных вам наблюдений!