ФАУНА В МОСКВЕ ПОКА ЕСТЬ

А. АГАФОНОВА

Наука и жизнь // Иллюстрации

В столице нашей водится еще немало видов животных, в том числе достаточно редких: синицы, ежи, зайцы, даже сычи, правда, становится их с каждым годом все меньше и меньше. Так мы расплачива емся за распространение цивилизации, комфортом которой - автомобилями, холодильниками, стиральными машинами, телефонами - привыкли пользоваться.

Конечно, сохранить все былое биологическое разнообразие Москвы невозможно. Крупные дикие животные (например, лось или кабан) в большом городе попросту опасны. Но некоторые виды не только можно, но и должно взять под охрану.

В учрежденную недавно Красную книгу Москвы занесены 13 видов млекопитающих (в том числе еж и зайцы - русак и беляк), 80 видов птиц (в частности, ушастая сова и ястреб-тетеревятник), 10 видов рыб (голавль, язь, сом, налим и т. п.), рептилии, амфибии, моллюски, ракообразные, 140 видов насекомых и, кроме того, 167 видов растений.

В книге этой можно обнаружить массу интересных сведений, иногда весьма неожиданных.

Казалось бы, настоящие "дикие" животные могут обитать в столице лишь в самых глухих уголках ее лесопарков, но уж никак не в центре. Однако бывают исключения: последнее место гнездования сокола-сапсана - высотный дом на Котельнической набережной. Именно там, на карнизе верхнего декоративного этажа, он умудрился вывести своих птенцов.

А вот число ежиков в столице, к сожалению, постоянно уменьшается: им просто негде жить. В лесопарках уже практически нет пней и глубоких рытвин, постепенно исчезает и подлесок, из-за чего ежам приходится использовать в качестве убежищ старые погреба, брошенные стройматериалы, простенки и полости в фундаментах деревянных построек. Но и это их "жилье" тоже временное.

И все же пока животные в столице есть. Одних только сов несколько видов, причем достаточно редких: сычи, неясыти, сипухи, болотная и ушастая совы. Многие из них интересны не только своим необычным слухом и зрением, но и некоторыми иными свойствами, например матримониальными: у ряда сов образуются устойчивые супружеские пары - на всю жизнь. Наблюдать за ними да и за другими проживающими в Москве представителями фауны пока еще возможно.

А. АГАФОНОВА. Кто выведет ежика из тумана? "Барьер безопасности" № 2, 2002, стр. 16-17.