УГЛЕПЛАСТИК ДЛЯ ОСКОЛОЧНЫХ ПЕРЕЛОМОВ #1#
Усовершенствовать знаменитый во всем мире аппарат Г. А. Илизарова, созданный им в 70-х годах минувшего века для лечения переломов (см. "Наука и жизнь" № 8, 1982 г.), удалось специалистам фирмы УВИКОМ (г. Мытищи, Московская область). В те времена способ Илизарова произвел настоящую революцию в травматологии, поскольку позволял почти без повреждения мягких тканей правильно расположить и закрепить сломанную кость и исключал необходимость долгого постельного режима с растяжками и грузом. Сразу после установки аппарата пациент мог самостоятельно перемещаться, а при необходимости и самостоятельно наращивать длину кости, регулируя по рекомендации врача степень растяжки. И все же при множественных и осложненных переломах травматологам нередко приходилось пользоваться традиционными способами.
#2#Разработанный в Мытищах новый аппарат РАПФИС (Репозиционный аппарат с плавающими фиксаторами стержней) может применяться даже при многоосколочных переломах со смещением: используемые в конструкции плавающие фиксаторы со многими степенями свободы позволяют точно совместить и закрепить костные обломки. Детали конструкции выполнены не из металла, а из углепластика, что делает ее рентгенопрозрачной и дает в послеоперационном периоде возможность проводить необходимую коррекцию положения обломков относительно друг друга.
Кроме того, углепластик гораздо легче металла, что не только облегчает жизнь пациенту, но и значительно упрощает и ускоряет процесс установки аппарата. При простых переломах операция занимает не более получаса, при сложных (с осколками) - не более трех часов. Уже через неделю после операции пациент может быть выписан на амбулаторное лечение, а еще через две на его оперированную конечность можно давать нагрузку. Немаловажно, кстати, и то, что конструкция РАПФИСа - не кольцевая, а односторонняя. Это позволяет закрепить его даже там, где аппарат Илизарова установить невозможно, - например, на верхней части бедра.
СФЕРИЧЕСКОЕ КОЛЕСО #3#Колесо, как известно, изобретено в незапамятные времена, но совершенствовать его пытаются до сих пор. И временами небезуспешно.
Тот древний человек, который первым положил груз на каток из ствола дерева, был гением: он, по сути дела, положил начало всей современной технике. Но от того катка современное колесо отличается кардинально. Прежде всего, разделением поверхностей: той, что взаимодействует с дорогой, и той, что взаимодействует с корпусом перемещаемого тела. Если первая из них должна быть упругой и надежно контактирующей с дорогой (например, поверхность современной автопокрышки), то вторая - напротив - должна быть твердой и гладкой и обладать минимальным коэффициентом трения (лучше качения, чем скольжения). Яркий тому пример - шарикоподшипник.
Но обычное колесо - плоское и катится лишь в определенном направлении. Поворачивать его, разумеется, можно, но при необходимости делать это часто, быстро и согласованно возникают некоторые проблемы.
Больший интерес представляют в этом случае сферические колеса, но у них, как правило, опорная поверхность служит одновременно поверхностью взаимодействия с корпусом и к тому же присутствует трение скольжения, нередко значительное.
Разработка КБ автоматических систем управления Министерства промышленной политики Украины этих недостатков практически лишена. Именуемая автором как "Шаровая опора Никулина", конструкция представляет собой полый опорный шар, начиненный центральным шаром и множеством специальным образом размещенных малых и больших шаров. Структура позволяет малым шарам свободно катиться между сферическими поверхностями.
В результате опорная поверхность контактирует только с дорогой, а все внутренние перемещения деталей происходят по другим - "закрытым" - поверхностям, причем только посредством трения качения, а следовательно, с минимальным износом.
Сферическая форма практически всех деталей новой конструкции - оптимальная с точки зрения сопромата - предопределяет, по мнению автора, ее рекордную нагрузочную способность. А возможное изготовление всех этих деталей из пластмассы не только удешевляет опору, но и делает ее максимально технологичной. Автор рассчитывает на широкое применение своей разработки - как в разного рода мебели, так и в машиностроении, а также в спортивном оборудовании (самокаты, скейтборды и даже новые варианты роликовых коньков).
ДЕНЬ И НОЧЬ В ОДНОМ КОРПУСЕ #4#Новый прибор, не имеющий на сегодняшний день в мире аналогов, создан Загорским оптико-механическим заводом (г. Сергиев Посад, Московская область).
Завод специализируется на разработке и выпуске оптических приборов, в частности биноклей, импортируя их более чем в полусотню стран мира.
Значительную часть этой продукции составляют так называемые "ночные бинокли" (см. "Наука и жизнь" № 8, 1993 г.) - сложные оптико-электронные приборы, преобразующие остаточное ночное естественное излучение в привычное для нашего глаза.
Последняя разработка завода - компактный бинокль, в обоих монокулярах которого размещены два канала: дневной и ночной. Поэтому прибор так и называется - БДН (бинокль "день-ночь").
Переключение этих каналов осуществляется синхронно - при помощи одной кнопки: она ставит (а при необходимости убирает) на пути светового сигнала в каждом из монокуляров сразу два наклонных зеркала. Первое из них отклоняет световой сигнал с оси монокуляра на боковую систему линз и зеркал. Второе же наклонное зеркало возвращает световой сигнал на ось монокуляра, отправляя тем самым на окуляр полученное изображение. Так действует БДН в положении "день".
В положении же "ночь" кнопка убирает в сторону наклонные зеркала, и тогда поступающий на объектив сигнал прямо проходит на расположенный на оси монокуляра электронно-оптический преобразователь. А тот уже формирует на окуляре обычное для глаза оптическое изображение.
В отличие от многих других приборов ночного видения, функционирующих лишь в сумерках, БДН способен работать и в полной темноте, для чего снабжен встроенным источником инфракрасной подсветки. Но несмотря на свою достаточно серьезную электронную "начинку", прибор вполне компактен: его габариты составляют 175 х 204 х 68 мм, а масса - 1,33 кг.
Изображение БДН обеспечивает стереоскопическое, а благодаря своей влагонепроницаемости способен функционировать и при дожде. Температурный же его диапазон - от -30 до +35 градусов Цельсия.
Новинка сергиевопосадских оптиков уже пользуется особым спросом как в нашей стране, так и за рубежом.