№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

РАСТЕНИЯ И ДОЖДЬ

Н. ЗАМЯТИНА

Сменяются климаты, ландшафты, гибнут и побеждают сообщества, и в этом вечно текущем потоке изменений борются за свое существование растения, непрерывно приспосабливаясь к новым условиям. Оглянитесь вокруг и постарайтесь увидеть, каким образом одним цветам удается спастись от дождя, а другим - успешно охотиться за каждой капелькой.

По утрам и на вечерней заре на листьях манжетки скапливаются алмазные капли росы.
В тропических лесах алоказии не страшен даже сильный дождь.
Листья лесной кислицы складываются перед дождем.
Наука и жизнь // Иллюстрации
В крупных листьях тропических американских лиан - филодендрона и монстеры есть различной формы и величины сквозные отверстия - "окна", через которые легко стекает ливневая вода.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Пучки крупных метровых листьев и ярко-розовые цветки дикого банана.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Каждая глубокая бороздка листьев чемерицы (вверху) вмещает до 0,5 литра воды. Такими же свойствами обладают листья тюльпанов (внизу) и некоторых луков.
При попадании капель дождя пробочки из извести, закрывающие специальные отверстия в листьях камнеломки, приподнимаются, а при высыхании опускаются на место, предотвращая испарение.
У листьев большинства вечнозеленых рододендронов слизь, образующаяся специальными железками, под дождем разбухает, поглощая воду и передавая ее всасывающим клеткам, а при засухе - надежно закупоривает их.
Селягинелла, жительница влажного тропического леса, способна долго обходиться без воды.
Толстая покровная ткань и обилие колючек уменьшают потери воды у кактусов.
У бромелиевых плотные розетки листьев действуют как "чаши" для накопления и хранения воды.
Сросшиеся у основания листья сильфиума пронзеннолистного образуют глубокую "чашку", в которой скапливается вода
Живой барометр - лесная кислица. Ее листья складываются перед дождем.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Один из наиболее интересных эпифитов - испанский мох, "житель" тропической и субтропической Америки.
Своеобразные пробочки из извести закрывают специальные отверстия в листьях камнеломки. Когда на растения падают капли дождя, пробочки приподнимаются, а при высыхании опускаются на место, уменьшая испарение влаги.

В тропиках, где дожди несут влагу в таком количестве, что она буквально смывает все на своем пути, растения пытаются сохранить под ударами ливней хотя бы часть своих листьев. У большинства из них - некрупные вечнозеленые листья. Жесткие и блестящие, они хорошо противостоят ударам капель, и вода не задерживается на их поверхности. В ветреную погоду очень прочные листья магнолии громыхают, как связка консервных банок. А в японском саду даже строят специальные домики для слушания капель дождя, барабанящих по поверхности листвы. Жесткие, прочные, сравнительно небольшие листья - таков первый путь защиты тропических растений от дождя.

Другой путь похож на первый, но более изящен. Взгляните на лист алоказии. Его невозможно описать иначе как сложную архитектурную конструкцию, защищающую отдельные части листа от дождя. Идущая вдоль листа прочная средняя жилка играет роль продольной опоры. От нее отходят выступающие жилки -ребра жесткости, придающие прочность растительной конструкции. Между ребрами "натянута" основная ткань листа, а для увеличения прочности по его краю размещена жесткая утолщенная полоска. Точно по такому принципу сооружают сейчас палатки и тенты.

Третий путь защиты от дождя, когда листья некоторых растений складываются или быстро поникают от малейшего прикосновения капель. Это проделывают хорошо знакомая всем лесная кислица и тропическая мимоза.

Четвертый путь демонстрируют растения, имеющие листья с отверстиями разнообразной формы. Посмотрите на листья семейства ароидных. У многих филодендронов и красавиц монстер огромные листовые пластинки имеют отверстия, через которые ливневая вода легко стекает, а сами они благодаря этому остаются целыми.

Пятый и самый простой вариант защиты от потоков дождя у растений, заведомо готовых к появлению рваных листьев. Так, у банана все боковые жилки расположены перпендикулярно центральной и совершенно не сцеплены между собой. Сильный дождь и ветер без вреда для растений разрывают ткань листа между жилками, превращая огромные полотнища в связку узеньких ленточек на общей центральной жилке. Бананы продолжают расти в таком растрепанном виде, ничуть не страдая не только от дождя, но и от сильных ураганов.

Но в природе много растений, которым приходится не защищаться от дождя, а охотиться за каждой его капелькой. Это прежде всего растения степей, пустынь, горных склонов, осыпей - тех мест, где воды мало или до нее очень трудно добраться. У растений этих мест глубокие борозды-"водостоки", по которым вода стекает прямо к корням. Так, у степного растения чемерица каждая глубокая борозда листьев вмещает до 0,5 литра воды - настоящий тазик. Струйками выливается вода к мощным корням, способным запасать влагу впрок. Подобным образом устроены листья известных всем тюльпанов, некоторых луков и других растений из семейства лилейных и амариллисовых.

Интересным приспособлением для добычи воды располагают растения солончаков. Воды здесь очень мало даже в дождливый сезон, а во время засухи земля растрескивается на очень большую глубину. Растения этих мест покрыты блестящей соляной корочкой, а чтобы она не отваливалась, на листьях есть специальные выросты. В жару такая блестящая скорлупка отражает солнечные лучи и мешает перегреву тканей. Ночью картина меняется. Как известно, соль очень гигроскопична и активно притягивает влагу из воздуха - даже в обычной солонке перед дождем она слипается. Так вот ночью соль на листьях поглощает атмосферную влагу столь активно, что образуется концентрированный рассол, и листья становятся влажными. Этот рассол служит источником воды для солеросов - так называются растения, всасывающие из него воду при помощи специальных клеток и таким образом существующие в условиях страшной засухи.

Похожим образом "тянет" воду из воздуха василек бальзамический, но он пользуется не солью, а липким бальзамом. Аналогичное устройство есть и на листьях степных и горных горечавок и камнеломок, но у них корочка образуется не солью, а известью, пробочки из которой закрывают отверстия в листьях. При попадании на растение росы или дождя пробка приподнимается от затекающей на лист воды, а при высыхании опускается на место, блокируя ее испарение. Пробкой может служить и слизь, образуемая железками. Под дождем она разбухает, поглощая воду и передавая ее всасывающим клеткам, а при засухе надежно закупоривает их. Так устроены листья большинства вечнозеленых рододендронов.

Некоторые растения имеют для всасывания воды клетки с очень тонкими оболочками, расположенными на пути ее стока. Такие клетки, всасывающие стекающую воду, есть у многих папоротников. Эти растения способны почти полностью высохнуть, а после дождя снова начать расти. Обычно есть подобные клетки у растений скал и крутых склонов, например у встречающихся в Закавказье многоножек и асплениумов. А вот близкие родственники наших плаунов - селягинеллы (большинство их живет во влажных тропических лесах) способны выживать совершенно высушенными. Один экземпляр такого растения, помещенный в гербарий, начал расти через 11 лет после сбора - после того, как его поместили под стеклянный колпак с водой. Селягинеллу иногда продают в цветочных магазинах под названием иерихонской розы. В пакетиках лежат совершенно сухие клубочки перепутанных веточек, которые при смачивании почти на глазах зеленеют и расправля ются в красивую розетку. При высыхании они снова скручиваются и терпеливо ждут поливки. Удивительно удобное растения для забывчивых хозяев!

Всасывать необходимую воду могут и специально приспособленные для этого волоски растений. У знакомой многим мокрицы они расположены на узлах, где задерживается роса и дождевая вода. Имеются они и на корнях многих тропических растений, называемых эпифитами, в том числе у большинства орхидей. Из влажного тропического воздуха волоски поглощают всю воду, необходимую для жизни. Такие же приспособления есть у эпифитных папоротников и испанского мха.

Эпифиты другого семейства - бромелиевых собирают воду в листовые воронки и хранят ее там постоянно. "Водоемы" могут быть довольно обширны. Существует даже особый вид небольших лягушек, которые живут и размножаются в листовых "бассейнах" бромелий, а в оплату за стол и дом опыляют их цветки.

"Бассейны", только без лягушек, имеют и некоторые степные растения. Совершенно одинаковое приспособление для хранения воды образуют листья североамериканского сильфиума пронзеннолистного, растущего в прериях, и наши степные и горные ворсянки. Их сросшиеся у основания листья образуют глубокие "чашки", в которых скапливается дождевая вода. То, что она действительно всасывается растением, подтвердил несложный опыт. Стебель сильфиума срезали под "чашей" и залепили срез так, чтобы растение не могло всасывать воду. Когда из "чаши" выливали воду, сильфиум быстро увядал, а если она оставалась в "чаше", долго сохранялся свежим. С ворсянкой такой опыт не получился - растение чрезвычайно жесткое и засыхает, не увядая.

Мы привели лишь некоторые интересные примеры взаимодействия растений с водой. Присмотритесь к окружающим растениям, и вы обнаружите много любопытного.


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Лицом к лицу с природой»

Детальное описание иллюстрации

Один из наиболее интересных эпифитов - испанский мох, "житель" тропической и субтропической Америки. Плотно прижатые чешуевидные волоски на его гибких побегах всасывают всю попадающую под них воду. Сквозь клетки, защищенные волосками, вода просачивается в стебли растений. Внутрь жидкость проникает, а испариться уже не может.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее