ПТИЦЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РЕЧЬ

В. ИЛЬИЧЕВ, О. СИЛАЕВА

Наука и жизнь // Иллюстрации

Сопоставление человеческой речи и сигнализации птиц проведено при помощи компьютерного анализа их спектральных и ритмических характеристик специалистами Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова Российской академии наук.

Сделать это оказалось возможным потому, что человеческая речь и птичья вокализация в значительной мере сходны по своей структуре. И такое сходство, по мнению исследователей, вовсе не случайно. Они полагают, что когда-то древнейший человек попросту заимствовал у птиц основные принципы строения звуковых сигналов.

Звуковая сигнализация у птиц сложнее композиционно и имеет гораздо больше вариантов, чем у млекопитающих, - и благодаря более богатым голосовым возможностям, и по причине огромного количества разных видов пернатых. И человеку, как существу эмоциональному, вокализация птиц подходила больше, чем млекопитающих. И хотя голосовые аппараты человека и птиц совершенно различны, но их частотный диапазон ему доступен.

Неудивительно, что сигнализация птиц и послужила людям основой для формирования многих звукоподражательных названий. Именно потому типично человеческая звуковая единица - фонема - имеет те же частотные и ритмические характеристики, что и звуковой сигнал птиц.

Авторы полагают, что значительные способности птиц в части имитации человеческой речи не случайны. Они объясняются тем, что когда-то человек именно у птиц перенимал их сигналы. Можно сказать, что в этом случае происходит нечто вроде обратной имитации.

В. ИЛЬИЧЕВ, О. СИЛАЕВА. Сопоставление видовых сигналов птиц и речевых сигналов человека. "Известия Академии наук. Серия биологическая" № 1, 2002, стр. 67-73.