ПЕРВЫЙ SPUTNIK ?

Облако пыли после одного из подземных взрывов в штате Невада.
Кратеры, оставшиеся в пустыне Невада после подземных испытаний.

Всем известно: первый искусственный объект в космосе - первый спутник Земли был запущен Советским Союзом 4 октября 1957 года. Однако американский физик-ядерщик Боб Браунли уверяет, что это не так. По его мнению, американцы опередили нас примерно на пять недель. Правда, их "космический аппарат" представлял собой всего лишь полурасплавленный кусок радиоактивного металла, зато он весил гораздо больше и улетел гораздо дальше.

Летом 1957 года американцы проводили в пустыне Невада серию подземных испытаний ядерного оружия. 27 августа, в 22 часа 35 минут по гринвичскому времени, на дне шахты глубиной около 150 метров, был взорван небольшой ядерный заряд мощностью в 300 тонн тротила. Роберт Браунли был руководителем испытаний, носивших кодовое название "Паскаль-Б".

По его словам, шахту прикрывала стальная плита толщиной около 10 сантиметров и весом в несколько центнеров. После взрыва найти ее не смогли, а высокоскоростные кинокамеры, нацеленные на отверстие шахты, якобы зафиксировали некий объект, с большой скоростью уносившийся в небо. Правда, снимки эти, если они действительно существуют, ни в одной из публикаций Браунли не приводятся. Он уверяет, что это и была стальная крышка, вылетевшая, как снаряд из пушки. По снимкам, говорит он, удалось рассчитать скорость крышки, она оказалась в четыре раза выше третьей космической - 67 километров в секунду. Третья космическая скорость (16,7 км/с) позволяет объекту оторваться от притяжения не только Земли, но и Солнца и уйти в межзвездное пространство.

Впервые свои претензии на запуск искусственного космического тела Браунли опубликовал в 1992 году, в солидном научно-популярном журнале "Air and Space", а затем повторил в книге "Усмиренный дракон" (1997 г.), посвященной истории американских подземных ядерных испытаний. Уже тогда высказывались сомнения в правильности расчетов Браунли. Недавно дискуссия возобновилась на страницах английского научно-популярного журнала "New Scientist". Физики и инженеры, читатели журнала, указывают, что лишь малая часть энергии взрыва могла быть направлена вверх, а в основном ее поглотили стенки и дно шахты (ведь, в конце концов, взрывы и проводили под землей именно для того, чтобы как можно меньше их продуктов вырывалось наружу). Кроме того, примерно в нижней трети шахты располагалась бетонная пробка с отверстием посредине (так называемый коллиматор, фокусирующий ионизирующее излучение на измеряющих его детекторах). Пробка весила не менее двух тонн, а вес воздуха в стволе - сто килограммов. Вряд ли маломощный атомный заряд мог все это вытолкнуть со скоростью 67 километров в секунду!

Но даже если бы это произошло, далеко ли могла улететь стальная крышка с ее совершенно невыгодной с точки зрения аэродинамики формой? Специалисты по метеоритам говорят, что метеориты массой менее 8 тонн, влетая в земную атмосферу с космической скоростью, сильно тормозятся воздухом и к поверхности приходят с такой скоростью, как будто они просто падали с границы атмосферы, с высоты около 80-100 километров.

Не говоря уже о том, что любое, даже очень прочное тело, выстреленное вверх с такой скоростью, очень скоро из-за трения о воздух частично сгорит, частично распадется на фрагменты, как это бывает опять же с метеоритами, и не долетит до безвоздушного пространства.

Так что, скорее всего, оплавленные остатки стальной крышки разбросаны где-то в Северной Америке на большой площади.