"Нижнетагильского происхождения"

Юл. Медведев

Для первого знакомства с Нижним Тагилом хороша вершина Лысой горы. Взберитесь на нее, и перед вами откроется торжественная панорама. Слева - белесые, похожие на лунный кратер отвалы железорудного карьера. Вдали-гребень стройных мартеновских труб. Внизу - запутанные громады доменных печей.

     Мощь и размах. Картина, обычная для металлургических центров страны.

     Нижнетагильский металлургический комбинат имени В. И. Ленина (НТМК), который вместе с рядом других в той или иной мере связанных с ним крупных предприятий делает лицо города, - это сама история отечественной металлургии. Завод (ныне часть комбината), чьи цеха теснятся у подножия Лысой горы, помнит первых представителей некоронованной династии Демидовых; рудники еще древнее: около трехсот лет назад их ковыряли местные жители - вогулы.

     Каков он сейчас, этот комбинат с музейно-уникальной родословной? Где место его среди исполинов, созидающих металлический остов семилетки?

     В дни, предшествовавшие XXII съезду КПСС, наш корреспондент побывал во многих цехах НТМК и беседовал с директором комбината С. В. МАКАЕВЫМ.

     Вопрос. В газетах, журналах публикуется много статей о новых научно-исследовательских работах, новой технике, технологии в черной металлургии. Какими новинками обогатилось за последнее время производство Нижнетагильского металлургического комбината?

     Ответ. Я позволю себе привести высказывание одного многоопытного производственника "Изобрести - это сделать лишь десять процентов работы, внедрить - остальные девяносто". За точность подсчетов не поручусь, но замечу, что новое приходит в цеха значительно позже извещения печати о решении проблемы или даже о создании действующего опытного образца. В металлургии, где все грандиозно, многое уникально, это запаздывание больше, чем в других отраслях промышленности.

     Вот один из пунктов плана внедрения новой техники. Смотрите "Производство облегченных профилей проката". Мы еще с 1953 года в числе первых начали прокладывать путь к освоению этой исключительно важной продукции. Наладили же производство сравнительно недавно.

     Вопрос. Какова значимость этой работы для экономики страны?

     Ответ. Если к балке подвесить груз и, как некую стальную мышцу, мысленно препарировать ее, сделав поперечный разрез, то обнаружится, что сечение нагружено неравномерно. Полки работают вовсю, а соединительная стенка - "с ленцой". Разумнее было бы сделать стенку тоньше, а полки шире. В результате такой "пересадки" металл сбережется, а допустимые нагрузки на стальную мышцу останутся прежние.

     Сортамент фасонного проката - балок, швеллеров, уголков - не подвергался изменениям лет семьдесят. Почему? Катать тонкие профили труднее, чем толстые. Тонкие стенки скоро стынут, металл становится менее податливым, требуются огромные усилия, чтобы обеспечить заданные размеры сечения. Следовательно, нужны печи для предварительного нагрева прокатываемого металла, мощные, быстроходные станы.

     Наши станы "650" и "800" (подобные есть еще на "Азовстали") оказались для этой цели вполне пригодными. И сейчас мы катаем 23 облегченных профиля, экономя ежегодно столько стали, что из нее можно было бы изготовить 25 тысяч 14-кубовых экскаваторов!

     Получив разработанную и освоенную на НТМК хребтовую балку экономичного профиля, сосед наш, Уралвагонзавод, стал выпускать свои думпкары, гондолы на 200-300 кг более легкими, чем прежде. Я не располагаю точными данными об экономии, вызванной снижением веса вагонов, но, зная, что каждый третий грузовой вагон в стране родом из Нижнего Тагила, могу предположить: сумма очень велика.

     Вопрос. Как известно, не только грузовые вагоны, но и паровоз, и сама железная дорога в России - "нижнетагильского происхождения". Есть ли здесь какие-нибудь новинки, освоенные комбинатом?

     Ответ. Да. Прежде всего - это облегченные колеса и удлиненные рельсы.

     Был рельс длиной 12,5 м, стал 25-метровый. Казалось бы, это касается лишь работы пилы. Нет, пришлось перепланировать весь громадный рельсоотделочный цех.

     Внедрение облегченных колес - это экономия порядка 15 млн. рублей в год только на металле. Длинный рельс тоже подарит стране довольно круглую сумму. Немаловажно и то, что он уменьшит "веселый стук колес", который, возможно, поэтичен, но для железнодорожного состава и полотна - причина преждевременной старости.

     В 1958-1960 годах на комбинате велись опыты по термической обработке рельсов. Был принят метод объемной закалки рельсов в масле, сооружена опытно-промышленная установка. Новые рельсы укладывались в пути на опытных участках железных дорог. Трижды сменили рельсы "сырые", обычные, а прошедшие объемную закалку дали незначительный износ. Очевидно, в 4-5 раз стойкость закаленных рельсов возрастет в сравнении с обычными. Мы запроектировали цех объемной закалки рельсов на производительность 750 тыс. т в год. Закалка рельсов сэкономит многие миллионы рублей народных средств.

     Вопрос. Какие технические новшества помогают тагильским мастерам скоростных плавок добиваться выдающихся результатов?

     Ответ. Часто говорят варить сталь - искусство. В чем оно заключается? В том, например, чтобы наилучшим образом управлять работой печи и, в частности, ее тепловым режимом.

     Строго говоря, ошибки при управлении тепловым режимом печи неизбежны. В "лучшем" случае - это перерасход топлива. В худшем - "пожирание свода", которое приближает капитальный ремонт печи.

     На Нижне-Тагильском и Кузнецком металлургических комбинатах впервые в стране была практически осуществлена автоматизация теплового режима мартеновских печей. За состоянием свода в них зорко следит фотоэлектрический термометр. Если кладка нагрелась до предела, электрический глаз сообщает об этом командаппарату, и тот прикрывает заслонку дымоходной трубы, тянущей газ. На пути отходящих продуктов сгорания помещена автоматическая лаборатория - газоанализатор. Он определяет, сколько в дыму содержится кислорода. Если излишек, стрелка-датчик "приказывает" либо замедлить вращение вентилятора, нагнетающего в печь воздух, либо приоткрыть заслонку в дымовой печи.

     По предварительным расчетам, автоматизация теплового режима мартеновских печей экономит около двух процентов потребляемого топлива и повышает производительность труда сталеваров на 3,5 процента.

     Сейчас на комбинате проводятся испытания нескольких систем автоматизации пневматической, гидравлической, ферродинамической и бесконтактной. Лучшая из них будет рекомендована для внедрения на металлургических предприятиях страны.

     Вопрос. Какие научно-исследовательские работы дальнего прицела проводятся в настоящее время на комбинате?

     Ответ. Их много. Назову лишь две.

     На Лебяжинской агломерационной фабрике группа сотрудников Центральной лаборатории комбината разрабатывает способы окомкования пылеватых железных руд и концентратов.

     Как известно, сейчас все больше добывается бедных руд. Для обогащения их превращают в тонкую пыль. Распыленный рудный концентрат вместе с флюсом (известняком) подвергают агломерации, то есть спекают в куски, пригодные для ведения доменного процесса. Существующий способ агломерации страдает рядом существенных изъянов куски получаются недостаточно прочными, нагревание концентрата до высокой температуры повышает закисность железа, то есть затрудняет будущую восстановительную деятельность домны, агломерационные машины малопроизводительны.

     Получение агломерата в виде офлюсованных рудных шариков, скатываемых, как снежки, а лишь потом обжигаемых, сулит огромные возможности для интенсификации доменного процесса, для экономии дефицитного кокса.

     Не менее заманчивые перспективы открыло бы перед черной металлургией и химией успешное завершение экспериментов по коксованию угля в кольцевой вращающейся печи. Такие эксперименты на комбинате сейчас проводятся. Есть основания предполагать, что карусельная печь в отличие от существующей камерной позволит вести процесс коксования по стадиям, обеспечивая каждой стадии свой тепловой режим. Теоретически и экспериментально доказано, что так можно будет выпекать металлургическое топливо не только из дорогих коксующихся углей (тонна коксового жирного, например, стоит около 10 рублей), но и почти из любых других. Тонна, скажем, газовых углей стоит уже что-то около 6 рублей. В таком случае проблема коксовых углей потеряет остроту.

     Кроме того, печь-карусель сделает процесс коксования непрерывным, а значит, легче автоматизируемым. Она обещает также намного улучшить качество химических продуктов сухой перегонки каменного угля и повысить их выход.

     Как и раньше, коллектив комбината намечает проводить свои работы в тесном содружестве с крупными специализированными институтами страны. В этом стремительно развивающемся содружестве наша сила, залог грядущих побед могучей металлургии Советской державы.

     Беседу записал Юл. МЕДВЕДЕВ.

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее