№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

Е. ЯКУБ

Прибор, способный вылавливать скрытые кадры в телепередачах и видеофильмах, создан во ВНИИТРе - Всероссийском НИИ телевидения и радио (Москва). "Скрытыми", однако, их обычно именуют телевизионщики (что правильно), в то время как большинство нашего населения привыкло к термину "двадцать пятый кадр" (что безбожно устарело).

А появился этот термин впервые в США - в середине минувшего столетия и относился к кино. Дело в том, что киносъемочная камера и соответственно проекционный киноаппарат продергивают пленку со скоростью 24 кадра в секунду. Начиная примерно с этой скорости, как было некогда обнаружено, человек воспринимает заснятое на пленке движение как непрерывное.

Но в 1957 году в США был поставлен любопытный эксперимент: пленку продергивали чуть быстрее - 25 кадров в секунду, причем на 24 из них был заснят фильм, а на 25-м - реклама воздушной кукурузы (поп-корна). Видеть эту рекламу человек не мог, поскольку наше зрительное восприятие имеет ряд ограничений, в том числе временных. Но эксперимент тем не менее оказался более чем успешным: по окончании фильма большинство зрителей отправились покупать поп-корн. Реклама, следовательно, все же была воспринята, но не сознанием, а подсознанием. И, как любое обращение к подсознанию, это явление представляло собой определенную опасность.

Но все же до тех пор, пока это относилось лишь к кино, опасность была по большей части абстрактной: монтаж выполняли вручную, что достаточно сложно и недешево, а потому и использовать его не имело смысла.

В наше время ситуация изменилась кардинально. Киносъемки теперь ведутся не на кино-, а на видеопленку, а для монтажа существуют весьма эффективные компьютерные технологии с богатейшими возможностя ми. Поэтому опасность применения скрытых кадров возросла неизмеримо.

Именно так - не "двадцать пятым", а "скрытым кадром" именуют это явление телевизионщики, поскольку в телевидении - по крайней мере в нашем - 25 кадров есть всегда - это связано с частотой электросети - 50 Гц. А в США, например, где частота сети 60 Гц, изображение на экране появляется с частотой 30 кадров в секунду.

Но "скрытый кадр" связан с рекламой не только своим происхождением: куда неприятней то, что его и сегодня могут использовать для рекламы. И не только могут, но и на самом деле используют, что доказала разработанная специалистами ВНИИТРа методика его "вылавливания" при помощи специальной компьютерной программы.

К источнику видеосигнала (телевизору или видеомагнитофону) во ВНИИТРе подключают компьютер со встроенным в него или расположенным рядом небольшим прибором собственной разработки, который авторы именуют детектором и который ловит скрытый сигнал сразу по нескольким параметрам - главным образом временным.

Прибор оказался, если можно так сказать, "многогранным": вылавливает как скрытые вставки, так и брак, который, по правде говоря, в "улове" превалирует. Впрочем, и "скрытых кадров" в нем тоже хватает - например, в виде рекламы на одном из российских телевизионных каналов, которую удалось отловить специалистам ВНИИТРа. Между тем такая реклама категорически запрещена и законом о СМИ, и законом о рекламе: человеку нельзя давать информацию насильственно - он должен иметь возможность сам решать, желает он ее получать или нет. В противном случае происходит классическое нарушение его прав - манипуляция сознанием. Что именно при этом в сознание вводят, зависит лишь от совести тех, кому платят рекламодатели, и бог весть, в какой мере мы на эту совесть можем рассчитывать.

Выловил прибор скрытые вставки и на видеокассетах, причем отнюдь не на тех, которые предназначены для обучения "с использованием 25-го кадра", например, иностранному языку. Это как раз, по словам разработчиков прибора, оказалось бредом: никаких "скрытых кадров" там обнаружено не было. Зато в свободно выдаваемом в прокате американском видеофильме "Бойцовский клуб" скрытые вставки используются как некий творческий прием. Один из положительных героев обладает неким весьма отрицательным "вторым я", которое на экране возникает примерно с середины фильма. Но куда раньше зрителя морально готовят к появлению этого "второго я" в виде скрытых кадров - видимо, с тем, чтобы его реализация на экране не вызвала отторжения. И все-таки даже как творческий прием скрытые вставки не должны иметь права на существование.

Авторы методики и прибора, работающие в тесном контакте с психологами, пришли к выводу о необходимости серьезных исследований в области экологии аудио- и видеотехнологий. Ведь сегодняшняя аудиотехника тоже позволяет вводить человеку скрытую информацию - на тех частотах или той длительности, которую ухо воспринимать не может, а подсознание может. Современные технологии вообще все больше отдаляются от природных возможностей человека и потому становятся для него во многом опасными.

И чем дальше, тем более опасными: недавно, например, в России появился лазерный диск (во ВНИИТРе он есть) с инструкцией о том, как надо делать рекламу. В том числе - при помощи скрытых вставок. Составленная грамотными психологами и психиатрами инструкция подробно объясняет, как надо отключать сознание, как выходить на подсознание и т.п. Нечего и говорить, что никаких выходных данных разработчи ков на этом диске нет. Не зря еще великий Норберт Винер говорил о новом развитии техники, которое "несет неограниченные возможности для добра и зла". Человек просто обязан взять подобные технологии под контроль.

Разработанный во ВНИИТРе прибор способен пока работать только на какой-то одной программе телевидения или с одним видеомагнитофоном. Но в перспективе должен стать многоканальным и тогда сможет в реальном масштабе времени ловить скрытые вставки по всем телевизионным каналам. Благо теперь на эти работы наконец выделили средства: прибором заинтересовалось Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Думается, что было бы неплохо оснастить этим прибором не только редакционные советы каналов, но и всякого рода общественные и правозащитные организации. Особенно в преддверии очередных парламентских и президентских выборов. Ведь кто знает, какую сумму способна заплатить некая экстремистская партия за небольшую, но часто повторяемую скрытую политическую рекламу.


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее