Речь пойдет не об авангардной модной одежде, а о новинках резино-технической промышленности. В крупнейшем в своей области екатеринбургском Научно-исследовательском институте резины и резиновых технических изделий (РТИ) не так давно открылись две лаборатории - транспортерных лент и рукавного производства, где занимаются созданием новых сортов резины и разработкой на их основе оригинальных изделий по заказам Министерства путей сообщения, предприятий горнорудной промышленности и других ведомств.
Успеху дела способствовало объединение института с Уральским заводом резиновых технических изделий: завод получил крепкую научную базу, а НИИ - возможность без проволочек проверять свои идеи в производственных цехах. Благодаря такому сотрудничеству, а оно продолжается с 1995 года, сроки внедрения новых разработок заметно сократились: раньше они составляли от трех до пяти лет, теперь - меньше года.
Уральским ученым и инженерам удалось за короткий срок провести полный комплекс материаловедческих исследований, спроектировать ряд изделий оригинальной конструкции, испытать в производственных условиях новые технологии. Благодаря этим мерам качество продукции завода существенно повысилось, теперь большинство изделий отвечает жестким требованиям международных стандартов и пользуется повышенным спросом.
Сегодня Уральский завод РТИ выпускает 90% отечественных резиновых рукавов для ракетно-космической, авиационной, автомобильной, железнодорожной и бронетанковой техники, нефтяного и газопромышленного комплексов и 100% рукавов для кислородно-дыхательной аппаратуры.
Недавно завод вышел в лидеры по производству тормозных рукавов для железнодорожных вагонов. Качество столь ответственной продукции самым тщательным образом проверяли многочисленные комиссии, в том числе и комиссия Регистра по сертификации на железнодорожном транспорте. По результатам испытаний решением МПС Уральский завод РТИ утвержден ведущим производителем тормозных рукавов для железнодорожных вагонов. Разрешение на их выпуск получено сроком на один год (такое правило распространяется на производство почти всех изделий для нужд МПС), и теперь его надо регулярно подтверждать, сохраняя высокое качество изделий.
Жесткие требования к тормозным рукавам продиктованы тем, что от безупречной работы тормозов напрямую зависит безопасность пассажиров. В самом деле, во время движения поезда, особенно на высоких скоростях, тормозные рукава испытывают колоссальные нагрузки. Резина, из которой они сделаны, должна выдерживать давление до 10 атмосфер при торможении, не трескаться под действием тепла и холода - при том, что разброс температур может достигать чуть ли не 100 градусов, и быть устойчивой к механическим повреждениям.
Во время испытаний специалисты изучали свойства резины, подвергая рукава ускоренному термическому старению и вводя в ее состав добавки, способствующие увеличению срока службы изделий. Выяснилось, что введение в рецептуру такого пластификатора, как дибутилэтоксия адипинат, придает резине высокую степень пластичности и на 20-30 градусов повышает ее морозостойкость. В результате удалось создать гибкие, прочные, морозоустойчивые тормозные рукава нового поколения, которые надежно работают в течение семи лет, хотя по ГОСТу они подлежат замене после пяти лет эксплуатации. А до этого морозостойкие пластификаторы покупали за рубежом, в основном в Индии, причем за немалые деньги.
Когда в нашей стране появились высокооктановые марки бензина, возникли проблемы с резиновыми рукавами подачи топлива на бензоколонках (уральские резинщики пользуются только этим термином, а более привычное нам слово "шланг" не признают): во-первых, бензин, как активный растворитель, довольно быстро приводил их в негодность - рукава разбухали, а затем рвались; во-вторых, для отвода статического электричества, возникающего при перекачке топлива, с внутренней стороны в рукава вставляли металлическую нить, так называемую стреньгу, которая делала их тяжелыми и негибкими. Екатеринбургские специалисты при помощи специальных добавок создали неразбухающую в агрессивной среде электропроводящую резину, из которой изготавливают удобные и прочные рукава для бензоколонок. Конечно, у нас широко применяются и импортные рукава для перекачки топлива - финские, немецкие, чешские, итальянские, однако продукция Уральского завода РТИ стоит вдвое дешевле, а по некоторым техническим характеристикам даже лучше зарубежных аналогов.
Стоит заметить, что резиновые рукава составляют лишь 10% выпускаемой заводом продукции, 5% приходится на специальные резиновые технические изделия, а основную долю - 85% - составляют транспортерные ленты.
В прошлом году по заказу Министерства горнорудной промышленности запущена в серийное производство шахтная трудносгораемая транспортерная лента, предназначенная для угольных, сланцевых и рудных шахт, где нередко скапливается метан и возникает опасность взрыва. Лента не воспламеняется, даже если находится в очаге пожара, что препятствует распространению огня. Противопо жарные свойства ей придают специальные добавки - антипирины.
Другая новинка института - антипримерзающая транспортерная лента, используемая в горных выработках, где добываемая порода, как правило, сильно пропитывается влагой. При подъеме на поверхность, особенно в зимнее время, руда примерзает к транспортерной ленте, из-за чего существенно усложняется ее выгрузка. Ученые ввели в состав рецептуры резины специальные добавки, которые оставляют ленту влажной - "выпотевают", как говорят специалисты, благодаря чему руда не прилипает к транспортеру. Сегодня антипримерзающую резину с успехом используют не только для изготовления транспортерных лент, но и в качестве внутреннего слоя ковшей экскаваторов и кузовов самосвалов.
Самая последняя разработка Института резины и резиновых технических изделий - транспортерная лента повышенной теплостойкости, которая выдерживает температуру 200 градусов, а по прочности в 3,5 раза превышает требования ГОСТа. Благодаря особой рецептуре работоспособность ленты сохраняется при длительном старении в условиях повышенной температуры. Но поиск продолжается. Сейчас ученые работают над созданием ленты, способной выдерживать температуру до 500 градусов. Ее можно будет использовать в металлургическом производстве для транспортировки раскаленного металла.
Помимо этого разработаны рецептуры и технологии изготовления пищевых, маслостойких и маслотеплостойких лент, а также ленты шириной 3,5 метра для транспортировки железобетонных плит. Уральский завод РТИ быстро освоил ее выпуск и стал единственным в России производителем транспортерных лент большой ширины.
Стоит отметить еще одно достижение екатеринбургских резинщиков. Основная проблема всех резиновых лент заключается в том, что они постепенно растягиваются. Даже самые упругие ленты, созданные на основе капроновых тканей, растягиваются в длину на 3-5%. Чтобы натянуть провисшее полотно транспортера, приходится останавливать конвейер, поочередно разрезать и состыковывать слои ленты, проделывая при этом едва ли не хирургические операции. В ближайшее время вынужденные остановки конвейеров можно будет существенно сократить благодаря тому, что завод перешел на выпуск транспортерных лент на основе лавсаноанидной ткани, которые растягиваются максимум на 2%.