Куда плывёт пластик в Чёрном море?

Татьяна Зимина

С каждым годом в мире производится всё больше пластика. Если такие темпы сохранятся в ближайшем будущем, то, согласно расчётам учёных из Калифорнийского университета, к 2050 году общее количество пластика, произведённого человечеством за всё время, приблизится к 34 млрд тонн. Из которых чуть меньше половины к тому времени превратится в отходы. Загрязнение пластиком окружающей среды, в первую очередь водных экосистем, — серьёзная и пока не очень решаемая проблема. Наиболее опасен нано- и микропластик, который в морской среде образуется из более крупных частиц пластмассы в результате различных физических, химических и биологических процессов. По мере разложения пластика его экологическое и токсическое воздействие становится оценивать всё сложнее. Из-за того, что крошечные фрагменты полимерных материалов имеют размеры, сравнимые с фито- и зоопланктоном, они легко оказываются в пищеварительном тракте морских обитателей. У животных может появляться ложное чувство сытости, закупорка пищеварительной системы, кроме того снижается их подвижность и замедляется рост. Разлагающиеся частицы пластика также служат источниками токсических веществ, которые могут накапливаться в тканях морских организмов.

Эта неприхотливая водоросль Phycopeltis arundinacea — кандидат в индикаторы возраста биоплёнок на поверхности пластиковых фрагментов в морской воде. Зная возраст биоплёнок, можно определить, как долго опасный мусор находится в морской среде и каковы пути его переноса. На фото: слоевище Phycopeltis arundinacea на фрагменте прозрачного пластика.

Проблема загрязнения пластиком не обошла и Чёрное море, чему способствуют высокий сток рек, медленное восполнение воды, ограниченное вертикальное перемешивание и интенсивная поверхностная циркуляция. Свой отрицательный вклад вносит и рост населения в прибрежной зоне. Какие же пути проходит пластиковый мусор в экосистеме Чёрного моря и что с ним происходит со временем?

На перенос пластика, оказавшегося в морской воде, влияют многие природные факторы — ветер, морские течения, плотность воды, вероятность выброса на берег и т. д. Ещё один фактор, сказывающийся на мобильности пластика, — его биообрастание. В морской среде пластиковые фрагменты колонизируются разнообразными микроорганизмами, образующими на поверхности пластика биоплёнки. Такие микробные сообщества, покрывающие пластиковый мусор, называются пластисферой...