Всемирная перепись деревьев

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «BBC Science Focus», «The Economist», «Nature» и «New Scientist» (Великобритания), «Spektrum der Wissenschaft» (Германия), «Science», «Science News» (США) и «Science Post» (Франция).

Большой международный коллектив ботаников пять лет обшаривал весь земной шар в поисках разных видов деревьев, и к 2021 году насчитал 58 497 видов, из которых 17 510 признаны находящимися под угрозой исчезновения. Притом из этих последних около 2800 могут вымереть в ближайшие годы, 142 вида уже сохраняются только в ботанических садах, и, по оценкам дендрологов, ещё 9000 пока не открыты. Так как в природе всё взаимосвязано, исчезновение какого-то вида деревьев может повлечь за собой разрушение всей сети организмов, на нём живущих, питающихся, способствующих его сохранению. Лучший способ обеспечить будущее вымирающим видам деревьев — это защищать их в естественных местах обитания. Почти две трети угрожаемых видов растут в заповедниках и на других охраняемых территориях, но эти зоны надо расширять, а охрану усиливать.

Тропическое дерево каромия гигантская встречается только в Танзании. С 1980-х годов считалось вымершим, но в 2011 году шесть экземпляров нашли ботаники из университета Дар-эс-Салама, крупнейшего города Танзании. Для охраны наняли местных жителей, им также поручено собирать семена, чтобы попытаться размножить вид, сейчас почти уничтоженный паразитическим грибком. Фото: Fernanda Alencar 91/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0.

В борьбе за жизнь деревьев есть успехи. В 2019 году в мире оставалось лишь семь взрослых кипарисов Widdringtonia whytei (виддрингтония Уайта). Их родина — горные леса Юго-Восточной Африки. К настоящему времени их уже полмиллиона. Случаются и возвращения «с того света». Так, 40 лет назад считалось, что тропическое дерево Karomia gigas вымерло, однако в 2011 году ботаники из университета Дар-эс-Салама (Танзания) нашли шесть экземпляров в удалённом уголке их страны. Но их плоды поедает паразитический грибок. Плоды трёх сравнительно здоровых деревьев доставили в ботанический сад Миссури (Сент-Луис, США). Извлекли из них 24 000 семян, но проросли только 30. В прошлом году один саженец дал маленький цветок, который погиб на другой день. Теперь ботаники дожидаются, когда одновременно зацветут два или три саженца, чтобы провести перекрёстное опыление и обеспечить будущее для этого вида. Но это счастливый случай. Некоторые исчезающие деревья не дают семян просто потому, что вымерли насекомые, переносившие пыльцу с одного цветка на другой. Иногда остались однодомные деревья одного пола, дающие только пыльцу или только завязь...

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее