Шведская компания «Heart Aerospace» разрабатывает пассажирские самолёты с электромоторами взамен обычных двигателей внутреннего сгорания или турбин. Четыре батареи литий-ионных аккумуляторов общим весом 3,5 т позволяют небольшому лайнеру ES-19 с 19 пассажирами на борту пролететь 400 км, причём оставшегося заряда хватит ещё на полчаса полёта (на случай, если в штатном пункте назначения погода нелётная). Предприняты все возможные меры экономии веса и размеров: чтобы войти в салон и дойти до своего кресла, пассажир должен пригнуться (но ведь так мы садимся и в любой автомобиль), нет полок для ручного багажа и, что кажется началом прошлого века авиации, ни салон, ни кабина пилота не герметизированы. То есть залетать выше того предела, где человек может дышать без кислородной маски, нельзя. В более солидной следующей модели ES-30, которая будет брать 30 пассажиров (а в дальнейшем планируется увеличение до 50), предусмотрены четыре электромотора по 750 киловатт. Зарядка батарей между рейсами займёт полчаса, они должны сохранять работоспособность не менее 2000 циклов зарядки-разрядки. Испытательные полёты этой модели должны начаться в 2026 году. Электросамолётами заинтересовались многие авиакомпании мира, и шведский разработчик уже собрал предварительные заказы на 200 машин ES-19 и на 100 машин ES-30.
Аналогичные работы ведут и в других странах. Так, американо-израильская фирма испытывает модель «Eviation Alice», рассчитанную на девять пассажиров и двух пилотов (создатели фирмы поясняют, что Alice — это Алиса из Страны чудес). Максимальная крейсерская скорость 444 км/ч, дальность полёта 250—450 км. Первые серийные экземпляры должны появиться в 2026 году, и собрано более 300 предварительных заказов. Готовится грузовой вариант на 1,2 т груза, одна из американских почтовых компаний заказала 12 таких машин для перевозки писем, бандеролей и небольших посылок. США рассчитывают на 125 пассажирских самолётов, Германия запрашивает 25...