Чем раньше, тем лучше — так утверждает французский журнал «Le Point» в статье об удивительных лингвистических способностях самых маленьких детей.
Развитие мозга начинается ещё до рождения, мы появляемся на свет с почти полным набором нейронов, и к двум годам их накопление практически закончено, говорит французский невролог и педиатр Люси Эрц-Панье. Мозг маленького ребёнка отличается от взрослого не столько количеством нейронов, сколько количеством синапсов, контактов между ними. По оценкам, в младенческом мозге в 2,5 раза больше этих контактов, чем необходимо. В дальнейшем лишние связи отмирают, отсеиваются за ненужностью. Созревание первичной коры головного мозга завершается к 6 годам жизни, и к этому времени мозг уже способен на решение сложных задач (вот почему в большинстве стран школьное образование начинается в 6—7 лет). Уже в четыре года малыш хорошо осваивает родную речь, но полное владение языком складывается только к 20—25 годам. Пластичность органа мышления с возрастом уменьшается, но не исчезает никогда. Вопреки распространённому мнению («старую собаку не обучишь новым трюкам»), наш мозг способен учиться, и не только языкам, даже в очень солидном возрасте. Так, Иоганн Вольфганг фон Гёте на седьмом десятке лет заинтересовался оптикой и создал собственную теорию цвета. Лев Толстой начал учить японский в 82 года, а всего он читал и разговаривал на 13 языках. И всё же психологи говорят, что после 17 лет способность к усвоению новых языков падает. Сотрудники Лаборатории когнитивных наук и психолингвистики в Париже провели эксперимент в интернете: они попросили участников, сообщавших свой возраст, пройти тест на английскую грамматику. Среди 600 тысяч опрошенных были те, для кого этот язык родной, а также выучившие его позднее. Результат: обучение языку надо начинать в 10—12 лет, если это происходит путём погружения, в иноязычной среде, либо в 8—9 лет, если вы учите его в школе в своей стране. После 17 лет освоить язык до полного слияния с иноязычным окружением невозможно. Особенно это касается произношения.
Некоторые специалисты рекомендуют начинать знакомство с языком в самом раннем возрасте. Детский психиатр Патрик Бен-Суссан, работающий в Марселе, советует читать новорождённому ребёнку книжки с картинками и небольшим количеством текста, рассчитанные на трёх-четырёхлетних. Он сообщает, что даже совсем маленькие дети, не понимающие речи, когда им читают вслух, успокаиваются, налаживается ритм сердцебиения и дыхания, а после окончания книжки грудничок засыпает. Даже на ещё не рождённого ребёнка успокоительно действует сам голос матери, а если она в период вынашивания будет читать вслух, не обязательно детские книжки, малыш начнёт говорить раньше.