Что упало, не пропало. Метеоритные кратеры на Земле

Кандидат геолого-минералогических наук Дмитрий Бадюков, заведующий лабораторией метеоритики и космохимии Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН. Беседу ведёт Наталия Лескова

Дмитрий Дмитриевич Бадюков. Фото Наталии Лесковой.

— Дмитрий Дмитриевич, много ли на нашей планете кратеров, оставленных метеоритами?

— Сейчас насчитывается 190. Это достаточное количество, чтобы считать бомбардировку Земли крупными космическими телами важным геологическим процессом. Ранее каждый год открывали в среднем один-два новых кратера, сейчас этот процесс несколько затормозился. Есть и «пустые» года, когда ничего нового не находят, а бывают года, богатые на такого рода «урожай».

— Как происходит открытие кратера?

— Если вы находите на космо- или аэрофотоснимке кольцевое образование, то можно предположить, что оно имеет космогенное происхождение. Однако в своё время писатель и капитан дальнего плавания Андрей Некрасов вложил в уста своего героя капитана Врунгеля такую фразу: «Каждая селёдка — это рыба, но не каждая рыба — это селёдка». Так и с кратерами: если мы видим круг, это далеко не всегда ударный кратер. Например, есть идеальная кольцевая структура в Пермском крае близ села Ашап — её можно посмотреть на снимках Google Earth. Однако полевые исследования показали, что она вряд ли является метеоритным кратером, хотя, конечно, нужно дополнительное изучение. В то же время достаточно часто кратеры подвергаются эрозии и захоронению более молодыми осадочными породами и, следовательно, никак не проявляются в рельефе. Поэтому надёжный результат даёт лишь опознание с помощью различных геологических, геохимических и геофизических данных. В первую очередь — это присутствие уникальных признаков ударного преобразования пород.

— А как кратеры образуются?

— Как известно, из-за торможения в атмосфере метеориты падают на Землю с относительно небольшой скоростью. Она составляет примерно 200 метров в секунду. Но чем крупнее тело, тем оно менее эффективно теряет скорость, и когда мы имеем дело с телами размером в сто и более метров, то они практически не замедляются. Скорость их подхода к Земле — это вторая космическая скорость, около 11 километров в секунду. Бывает и выше. Средняя скорость подхода таких тел к Земле — порядка 18 километров в секунду, максимальная — 72...