№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

НАУКА И ЖИЗНЬ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА. ФЕВРАЛЬ 2004 №2

НОВАЯ ОДНОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Новая одноколейная железная дорога.
Современное состояние граммофонного дела в России.

Один американский инженер изобрел оригинальный способ передвижения вагонов в противоположных направлениях по одноколейному пути.

На железнодорожном полотне, проложенном на высоком помосте, по одной колее движутся навстречу один другому два вагона; в момент встречи один из них плавно поднимается на крышу другого и так же плавно опускается позади него на рельсы и затем продолжает свой ход с прежнею скоростью. На крыше каждого вагона имеются рельсы, соответствующие по ширине рельсам полотна. Две крайние части этих верхних рельсов свободно вращаются на шарнирах и отлого спускаются на полотно. Встречаясь, два вагона прежде всего соприкасаются концами своих рельсов, и один вагон вкатывается сначала на рельсы встречного вагона, потом на его крышу, а потом так же плавно спускается с другого наклонного конца и продолжает свой путь. Прилагаемый рисунок поясняет устройство.

"Вестник знания", 1904 г.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГРАММОФОННОГО ДЕЛА В РОССИИ

Появление граммофона не было встречено за границей с особым энтузиазмом. Что было причиной тому? Обычный ли скептицизм, лихорадочный ли строй жизни, не позволяющий подробнее остановиться на технической новинке, которым там несть числа, - трудно сказать.

Не то в России. Знает ли читатель, сколько этих аппаратов у нас? Их еще в прошлом году было более 150 тысяч! Цифра тем более колоссальная, что начали они распространяться не особенно давно.

Появлению граммофона у нас предшествовали различные известия об этом аппарате, доходившие в преувеличенных размерах, и мы ждали его с большим нетерпением. Условия жизни среднего русского человека как нельзя более подходят для возможно более полного процветания граммофона. Русский человек - по природе своей большой любитель музыки, и если не поет и не играет сам, то очень любит послушать других. Но отдаленность разных глухих городков и местечек абсолютно лишает его этой возможности. Еще в столице или крупных центрах он найдет и концерты, и оперу, а чуть подальше его единственное утешение - бренчание на клавикордах уездной барышни или бродячий музыкант, играющий на скрипке. А тут вдруг является возможность послушать лучших певцов, лучшие оркестры. Как не истратить несколько десятков рублей и не выписать граммофон? Вот в эту-то глухую провинцию и пошла главная масса граммофонов, а провинция эта и велика, и обильна.

"Наука и жизнь", 1904 г.

ЛЫЖИ

Из всех видов спорта наиболее интересным, доступным и здоровым является, безусловно, лыжный. На родине лыжного спорта - в Норвегии и Швеции - он развит чрезвычайно, но у нас в России, где ему предоставляется масса удобств, им почему-то до сих пор пренебрегают. Громадные равнины северной и средней России, большую часть года занесенные глубоким чудным снегом, так и манят на свой простор, тем более что они остаются в это время совершенно недоступными для других способов передвижения. Холмы и горы, нередко встречающиеся у нас, так и соблазняют скатиться с них на лыжах с головокружительной быстротой, превосходящей ход любого поезда.

Что мало распространено, о том мало знает и публика. Поэтому мы попробуем прийти на помощь, познакомив читателей с этим прекрасным спортом.

Лыжа представляет собой длинную сухую и прочную доску из березы, ясеня, сосны, клена длиной несколько больше сажени и шириною около 2 вершков. В середине сделана небольшая площадка для ноги, а остальное, кроме среднего гребня, стесывается книзу, оставляя доску толщиной в полвершка. Оба ее конца стесаны в виде острия и загнуты вверх.

Безусловно необходимой принадлежностью лыжного бега являются палки. Они делаются из легкого и прочного дерева, предпочтительно бамбука. Длина должна равняться росту лыжника. В нижний конец ввинчивается острый стальной наконечник, а вершках в двух над ним приделывается опорный кружок, препятствующий проваливанию палки в снег.

"Наука и жизнь", 1904 г.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Сто лет назад»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее