№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

БИНТИ, 2002, №10

РАЗДВИЖНОЕ АВТО #1#

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Швейцарская компания "Ринспид" показала на автосалоне этого года в Женеве раздвижной автомобиль "Престо". Нажатием кнопки этот открытый кабриолет удлиняется на 75 сантиметров, давая место еще двум пассажирам или громоздкому грузу.

Еще две особенности "Престо" - необычный двигатель и отсутствие задних сигнальных фонарей. Двигатель, переделанный из мерседесовского дизеля, работает на смеси дизельного топлива с природным газом, что уменьшает вредность выхлопов. А красные фонари сзади заменены на табло со светодиодами. На нем перед поворотом появляется слово "поворот" с указанием направления, при торможении зажигается надпись "стоп", а когда водитель не предпринимает никаких действий, на табло горит название "Престо".

Серийное производство пока не намечается.

ПЕРСТЕНЬ-ЛАБОРАТОРИЯ

Японский концерн "Мицубиси" начал выпуск напичканного электроникой кольца для больных и пожилых людей, которое каждые 20 секунд измеряет основные функции организма. Регистрируются частота пульса, температура тела, давление крови и содержание сахара в крови. Кольцо весит всего 18 граммов.

БУМАЖНЫЙ САМОЛЕТИК С ЛАЗЕРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ #2#

В лаборатории японского физика Такаси Ябе испытали вырезанный из алюминиевой фольги самолетик, летающий на энергии лазера. На хвосте самолетика помещают капсулу с водой или специальным полимером и наводят на нее луч. Испаряясь, вещество создает реактивную тягу. Достигнута скорость 1,4 метра в секунду. Пока это игрушка, но профессор Ябе полагает, что в дальнейшем на том же принципе смогут летать и более крупные аппараты, например для забора проб воздуха на больших высотах.

НЕТ СЛОВ - НЕТ И ПАМЯТИ

Психологи давно интересуются вопросом о том, от чего зависит, в каком возрасте откладываются у человека первые воспоминания. Как показали сейчас новозеландские психологи, дело в приобретении дара речи. Люди могут описывать события, которые они помнят, используя только те слова, которые они знали в тот момент, когда происходили события.

Габриэль Симкок и Харлин Хейн из университета Отаго устраивали для маленьких детей в том возрасте, когда ребенок только начинает говорить, интересное запоминающееся событие. Они выезжали на дом к 2-3-летним малышам, привозя с собой "волшебный ящик" - большую коробку с рычагами и кнопками, которая издавала забавные звуки. Детям показывали, что можно положить в коробку игрушку, закрыть крышку и нажать пару кнопок, после чего игрушка исчезала, а вместо нее появлялась такая же, но меньшего размера. При этом психологи регистрировали, каким словарным запасом уже обладает ребенок.

Через год экспериментаторы появлялись снова. Дети охотно вспоминали их прошлый визит и как пользоваться ящиком. Но перед этим ученые просили детей описать, в чем состоит игра. Хотя за год лексикон всех малышей значительно увеличился, они описывали первую встречу с учеными только теми словами, которые были в их распоряжении год назад.

Итак, если в вашей памяти есть какая-то информация, оставшаяся с тех времен, когда вы не умели говорить, вы не можете ее извлечь и изложить словами. Кроме того, этот эксперимент показывает, что у человека будет тем больше ранних воспоминаний, чем раньше он научится говорить.

КАКАО С ПЕРЦЕМ #3#

На севере Белиза (Центральная Америка) археологи, раскапывая поселение народа майя возрастом около 2600 лет, нашли керамические сосуды, по форме напоминающие кофейники. Анализ соскребов со стенок "кофейников" показал, что в них варили какао. В налете на стенках найдены также следы жгучего перца, меда и кукурузной муки, так что вкус напитка был совсем иным, чем у современного какао или шоколада. Из записок испанских конквистадоров известно, что майя пили какао почти каждый раз, когда принимали пищу, и особенно любили взбивать напиток в пену.

До сих пор древнейшими материальными свидетельствами приготовления какао в пищу были находки в Гватемале, но им почти на тысячу лет меньше.

АККУРАТНЫЙ ЧАЙНИК

Всем известно малоприятное явление: когда вы разливаете чайную заварку по чашкам, некоторое количество темно-коричневой жидкости стекает по носику чайника на скатерть. У опытных хозяек есть и способ борьбы: слегка смазать нижнюю поверхность носика прямо под его отверстием сливочным маслом, тогда водоотталкивающий жир удержит жидкость на правильном пути. Иногда можно встретить в магазинах хозтоваров и специальную маленькую губку, на резинке надеваемую на носик чайника и впитывающую все, что прольется. Но все это - паллиативы. Некоторые физики, заинтересовавшись проблемой, уверяли даже, что этот недостаток чайника неустраним.

Однако молодая английская изобретательница индийского происхождения Дамини Кумар предлагает кардинальное решение. Она рассчитала такую форму носика, которая не позволяет жидкости литься мимо, и наладила выпуск "некапающих" заварочных чайников. Секрет - в особом желобке на носике. Решение пригодно для любых сосудов, из которых разливают любую жидкость, вплоть до ковшей с расплавленной сталью.

ИЗ ШИРОКИХ ШТАНИН #4#

Американская фирма SiPix выпустила карманный фотопринтер. Подключив к принтеру цифровую фотокамеру, тут же можно и распечатать накопившиеся в ее памяти снимки размером примерно с карманный календарик или меньше, например на документ. Размеры самого принтера чуть больше пачки сигарет, вес без батареек 300 граммов. Печать одного снимка занимает около 95 секунд. Правда, испытавшие новый прибор говорят, что расход батареек велик, но, если печатать несколько снимков, можно воспользоваться сетевым адаптером.

ЛАЗЕРНАЯ МЕТЛА ЧИСТО МЕТЕТ

Большую проблему для английских железных дорог каждую осень создают листопады. Листья, скопившиеся на путях, раздавливаются колесами поездов в скользкую массу. Высыхая, она превращается в твердую блестящую пленку. Тормозной путь сильно увеличивается, а тронуться с места составу иногда просто невозможно. На станциях появляются объявления: поезда запаздывают из-за листопада.

С последствиями листопада борются специальные бригады, вооруженные метлами, щетками и скребками. Но результаты не радуют.

Руководитель фирмы "Laser Thor" Малколм Хиггинс в сотрудничестве с Резерфордской лабораторией и немецкими физиками разработал лазерный способ очистки рельсов. Лазер, укрепленный на локомотиве, обжигает рельсы мощными импульсами инфракрасного света, которые сжигают скользкую пленку, не вредя самой стали. Правда, оборудование слишком громоздко, чтобы монтировать его на обычных поездах, так что предполагается устанавливать лазерную метлу на служебных дрезинах, которые регулярно проверяют состояние пути. Опыты прошли успешно, и полагают, что новый способ очистки появится на железных дорогах Англии к осени будущего года.

ИСКУССТВО ЗАРОДИЛОСЬ В АФРИКЕ #5#

И антропология и археология зародились в Европе. Возможно, поэтому ученые долгое время искали истоки человечества именно на Европейском континенте. Поиски предков человека в Африке начались только в 20-х годах прошлого века и оказались очень успешными. Сейчас общепризнано, что человек разумный появился именно в Африке, откуда расселился на другие континенты. Но для европейцев долгое время оставалось утешение: самые древние образцы искусства обнаруживались в Европе - наскальной живописи в пещерах Франции и Испании около 35 тысяч лет.

Однако сейчас южноафриканский археолог Крис Хеншилвуд показал, что на самом деле искусство зародилось более 70 тысяч лет назад в Африке. В пещере Бломбос на берегу океана недалеко от Кейптауна Хеншилвуд и его сотрудники нашли кусочки охры - этот красный минерал использовался примитивным человеком для рисования. Но главная находка - два камня с довольно сложными геометрическими узорами (см. фото). Конечно, реалистичная наскальная живопись Европы впечатляет гораздо больше, но этим камням, по данным разных методов физической датировки, от 70 до 80 тысяч лет. Это и есть истоки нашей культуры.

Раскопки в районе Кейптауна продолжаются.

САМОЛЕТЫ И КЛИМАТ

После террористических актов 11 сентября 2001 года небо над США было закрыто для гражданской авиации на три дня, чтобы аэропорты могли усилить меры безопасности. Эти три дня дали климатологам уникальную возможность изучить влияние высотных полетов на погоду.

Один из связанных с авиацией факторов, которые могут повлиять на погоду, это инверсионные следы. Такой след в виде белой дорожки возникает из-за кристаллизации атмосферной влаги в виде льда на мельчайших частицах несгоревшего топлива, вылетающих из турбин самолета. За те три дня, когда полеты были запрещены, число таких белых дорожек в небе над США резко упало.

С одной стороны, любые облака, в том числе и следы самолетов, затрудняют поступление солнечного света к поверхности Земли, то есть должны охлаждать планету. С другой стороны, они же должны уменьшать рассеивание тепла в космос, задерживая инфракрасное излучение Земли.

Судя по данным с 4000 метеостанций США, за три дня отсутствия полетов над всей территорией страны обычный разрыв между дневной и ночной температурами воздуха увеличился более чем на градус. Произошло это в основном за счет увеличения дневных температур, особенно над теми районами США, где воздушное движение в обычные дни особенно интенсивно. То есть согревающий эффект белых следов в небе преобладает над охлаждающим.

Сейчас самолетные дорожки занимают 0,1 процента неба над планетой, а к 2050 году они захватят полпроцента.

ТАЧКА С НОГАМИ #6#

Как известно, обычную тачку с одним колесом изобрел великий французский математик Блез Паскаль. А вот американский инженер, специалист по роботам, Хомайун Казеруни предлагает тачку с двумя ногами. Ноги приводятся в движение бензиновым двигателем от газонокосилки, человеку остается только поддерживать ручки и направлять движение. Тачка может бойко передвигаться по пересеченной местности и по лестницам, неся груз до 45 килограммов. Прототип обошелся в 10 тысяч долларов, но Казеруни обещает, что образец для серийного производства, который должен быть готов примерно через год, будет стоить дешевле. Предполагают, что такая тачка пригодится, например, спасателям, работающим на развалинах домов после землетрясения.

АВТОЗАПРАВКА НА ДОМУ

По дорогам Северной Америки бегают около 200 тысяч автомобилей, работающих на природном газе. Газ дешевле бензина и дает гораздо меньше вредных выхлопов. Однако газовых заправок маловато, а с одной заправки машина проезжает всего около 300 километров.

Канадская фирма "Fuelmaker" разработала установку размером с маленький холодильник, которая подключается к домашней газовой сети и обычной электророзетке. Установка повышает давление газа от бытового, порядка двух атмосфер, до пригодного для заправки баллона давления в 200-250 атмосфер. Для того чтобы проехать два раза по восемь километров (это типичное расстояние, которое средний американец преодолевает, направляясь на работу), надо качать газ в течение получаса, а за ночь можно заправиться и для более дальней поездки.

Сейчас на газе в Америке работают в основном такси и микроавтобусы, а создание домашней заправки, как надеется фирма, стимулирует частных автовладельцев переходить на это топливо. Газа хватит: даже если на него переведут 10 миллионов автомобилей, это повысит расход газа в Северной Америке всего на 5 процентов.

ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМАЯ КРЫСА #7#

Индийский физиолог Санджив Талвар, работающий в Нью-Йоркском университете (США), вживил в мозг крысы электроды, что позволило управлять передвижениями зверька по радио с расстояния до 500 метров. Когда крыса подчиняется указаниям, один из электродов посылает импульс в центр удовольствия ее мозга, так что грызун испытывает удовлетворение, повинуясь сигналам.

Талвар считает, что такие "роботизированные" крысы, снабженные миниатюрными телекамерами и микрофонами, могли бы помочь при поиске людей, заваленных под руинами зданий после землетрясения. Вживив дополнительные электроды, можно будет также подавать команды "быстрее", "медленнее", "вверх", "вниз" и так далее.

ЕДА ВСЕМ НА ПОЛЬЗУ

Маргарета Бергман из Шведского университета сельскохозяйственных наук утверждает, что, когда лоси обгрызают деревья, это стимулирует рост новых веток. К такому выводу привел эксперимент, в котором одну группу молодых ив подстригали секатором, а у другой группы после такой же стрижки срезы веток смазывали слюной лося. Третью группу никак не подстригали. Известно, что обрезка растений усиливает их рост. Через 15 недель оказалось, что простая обрезка увеличила количество новых веточек по сравнению с контрольными растениями на 20 процентов, а обрезка и смазывание слюной - на целых 110 процентов. Какой компонент слюны так действует, пока не известно, но если его удастся выделить и синтезировать, то, возможно, этим препаратом будут опрыскивать сады.

М. Бергман отмечает, что некоторые виды растений в ответ на их поедание животными выработали в себе токсичные или неприятные на вкус вещества, а другие, видимо, научились быстро восполнять нанесенный ущерб.

ЗДЕСЬ ГУЛЯЛА СОРОКОНОЖКА #8#

В провинции Онтарио (Канада) найдены окаменелые отпечатки, оставленные каким-то членистоногим животным около 500 миллионов лет назад на влажном береговом иле. Это был некий предок многоножек и насекомых, имевший не менее восьми пар ног и длинный хвост. До сих пор древнейшим известным следам наземных существ было на 40 миллионов лет меньше.

ОЗОН ПРОТИВ КАРИЕСА

Стоматологи из университета Белфаста (Северная Ирландия) предложили новый способ обработки больных зубов. Сверление бормашиной обычно применяется для того, чтобы очистить стенки дупла от микроорганизмов. Вместо этого болезненного процесса в Белфасте надевают на зуб резиновый колпачок, под который на десять секунд пускают озон. Микробы гибнут, и после этого можно ставить пломбу. Такой способ лечения, уже применяемый на практике, обходится пациенту дешевле обычного.

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "New Scientist" и "Economist" (Англия), "Bild der Wissenschaft" и "PM Magazin" (Германия), "Science", "Science News" и "Wired"(США), "Science et Vie" и "Sciences et Avenir" (Франция), а также информация из Интернета.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «БИНТИ (Бюро иностранной научно - технической информации)»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее