Слово "постиндустриальный" стало за последние годы общеупотребительным, что, однако, вовсе не означает конца индустриальной эпохи. Ведь подавляющая часть человечества весьма далека от так называемого постиндустриального общества.
Кардинальным образом различается ситуация в экономически развитых странах и в тех, которые принято называть развивающимися. В первых постепенно, но неуклонно снижаются затраты на единицу продукции, да и само материальное производство постоянно сокращается, особенно в трудо-, материало- и энергоемких отраслях. А также в экологически грязных, ставших невыгодными из-за принятых в этих странах экологических законов: на "вредные" предприятия там накладывают колоссальные штрафы. Поэтому подобные производства давно вывозят в страны развивающиеся, где такого рода законов пока нет.
И хотя в постиндустриальном мире продолжают развиваться все наукоемкие отрасли и спрос на их продукцию (компьютеры, современная бытовая техника, новые лекарственные препараты) даже растет, но в целом материальное производство на душу населения постепенно падает. В США, например, за 1967-1990 годы производство большей части товаров потребительского и производственного назначения сократилось на величину от 7 до 90%.
Уменьшилась соответственно и доля индустриального сектора в занятости населения, и такое изменение производительных сил в развитых странах уже привело, по сути, к замене капитализма в них каким-то новым социально-экономическим строем. Они все больше превращаются в некий гигантский офис.
Происходить это могло, однако, лишь при условии одновременной индустриализации развивающихся стран - в основном бывших колоний, которые поначалу были вынуждены идти по такому пути примерно с середины XX века. Постепенно капитализм обосновывался в них все глубже, а в последние годы его становление даже ускорилось благодаря поддержке развитых стран и собственных государственных структур, а также процессу углубления международного разделения труда.
Процесс этот - основа той всемирной системы экономического взаимодействия, которая получила в наши дни название "глобализация" (см. "Наука и жизнь" № 9, 2002 г.), - стал идти особенно успешно после распада социалистического лагеря и расширения пространства рыночных отношений. В этом плане глобализация объективно неизбежна: она будет углубляться и совершенствоваться вне зависимости от воли и намерений правительств тех или иных стран.
Но есть у глобализации и еще один аспект - политический, нередко выражающий интересы лишь наиболее развитых стран, а точнее - мощных корпораций и компаний. Стремясь всемерно ускорить ее темпы, значительно опережающие темпы развития экономики остальных стран, они обеспечивают себе свободу деятельности на чужих территориях. И потому неудивительно, что у глобализации появляется столь значительное количество противников.
Впрочем, немало их оказалось и в самих развитых странах. Это, например, владельцы работающих на внутренний рынок фирм, ощутившие на себе усиление конкуренции, и рабочие выносимых за рубеж предприятий, теряющие свою работу, и разного рода политические общественные движения - анархисты, националисты, "зеленые" и целый спектр левых. Но все они, если разобраться, выступают не против глобализации вообще, а против ее конкретного политического исполнения - тех методов, которыми она внедряется.
Г. ШИРОКОВ. Реалии постиндустриального мира. "Вестник Российской академии наук" том 72, № 3, 2002, стр. 236-244.