Оригинальную идею высказал американец Майкл Уильямс, 28-летний политолог по образованию, работающий упаковщиком в одном из супермаркетов своего родного Хантсвилла (Алабама). Этот небольшой город во многом зависит от находящегося здесь Центра космических полетов им. Маршалла, принадлежащего НАСА. В те годы, когда на космос выделяется больше средств, деловая жизнь в городе оживляется. Но в последние годы бюджет НАСА, как правило, только сокращается. Например, президент Буш недавно заявил, что для экономии расходов будущий экипаж строящейся сейчас международной космической станции следует сократить с шести до трех человек. Это позволит сберечь пять миллиардов долларов.
Уильямс, выдвигающийся кандидатом в конгресс Алабамы, нашел новый источник финансирования для исследований космоса. Он предлагает установить налог на научную фантастику. По идее Уильямса, надо добавить один процент к цене научно-фантастических книг, комиксов, видеофильмов, игрушек и других товаров, например маек с соответствующими рисунками и надписями. Облагать "космическим" налогом, по его мнению, следует и некоторые нефантастические книги о космосе и его исследованиях. И все собранные средства отдавать НАСА. Примеры таких налогов имеются: например, акциз на бензин, часть средств от которого идет на строительство дорог. Уильямс думает, что читатели фантастики, как правило, мечтают о покорении космоса и будут только рады внести в это грандиозное дело свой небольшой вклад.
Критики проекта говорят, что даже профессионалы не смогли дать точное определение, что является научной фантастикой, а что нет. Например, можно ли считать научной фантастикой "Собачье сердце" Булгакова? А "Звездные войны" - это фантастика или сказка? Не говоря уже о том, что далеко не вся фантастика посвящена приключениям в космическом пространстве. А нередко, хотя действие книги разворачивается на другой планете и по всем поверхностным признакам это произведение относится к фантастике, на самом деле оно затрагивает скорее философские и психологические проблемы, чем вопросы исследования космоса. Таковы, например, "Космическая одиссея 2001 года", "Планета обезьян" или "Солярис". И вообще, почему бы тогда не обложить налогом в пользу полиции и судов детективные романы и кинофильмы?
Уильямс признает, что не задумывался о сложности определения жанра. С другой стороны, говорит он, зайдя в любой книжный магазин, вы найдете отдел, шкаф или хотя бы полку с табличкой "Научная фантастика". Значит, продавцы как-то справляются с этой проблемой? Так и быть, соглашается автор идеи, такие книги, как "Парк Юрского периода", где действие происходит не в космосе, можно не облагать лишним процентом.
Больших денег, необходимых НАСА, эта идея все равно не принесет, считает американский фантаст Чарли Стросс: фантастика не является крупным бизнесом. Ежегодно в США выходит около 400 романов этого жанра со средним тиражом около 15 000 экземпляров и ценой по 6 долларов. Так что общий налог составит всего 360 000 долларов. Сравните эту цифру хотя бы со стоимостью модернизации туалета в космическом "шаттле" - 50 миллионов! Даже если добавить сюда видеокассеты, игрушки и прочее, игра не стоит свеч. Годовой бюджет НАСА составляет около 15 миллиардов долларов. Чтобы с помощью однопроцентного налога собрать столько средств, денежный оборот научной фантастики должен составлять полтора триллиона. Для сравнения: вся компьютерная отрасль США (включая и "железо", и программное обеспечение) дает ежегодно примерно 600 миллиардов долларов.
Идея, опубликованная местной газетой, обсуждалась в Интернете. За нее высказалась только четверть участников обсуждения. Зато возникли другие предложения. Например, пусть НАСА объявит об открытии благотворительного фонда для сбора средств на полет человека на Марс. Взносы должны освобождаться от налогов. Энтузиасты космических полетов так и бросятся слать денежки. Мало того, среди жертвователей можно провести лотерею: кто-то один войдет в экипаж в качестве космического туриста.