№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Книги, ставшие маяками человечества

     Среди бесчисленного множества книг, созданных за тысячелетия, есть книги, которые особенно дороги всем народам земли, книги, ставшие маяками человечества. Они освещают ему путь к счастью, к свободе, к коммунизму, они открывают людям глаза на мир и учат перестраивать его, они делают нас сильнее, добрее, умнее. Это произведения Маркса, Энгельса, Ленина.

     Эти книги — сгусток всей многовековой практики, всего исторического опыта людей, средоточие самых глубоких мыслей и самых благородных чувств. Они сокровищница человеческого разума, воплотившегося в мировоззрение класса, которому суждено утвердить на земле правду и счастье. Они итог всего прошлого и пролог будущего. И раньше, и сейчас, много лет спустя после выхода произведений Маркса, Энгельса и Ленина, их строки были, и остаются живыми, действенными, актуальными - они указывают пути решения самых острых проблем современности. И не только проблем общественной жизни, но и проблем естествознания и техники. Книги классиков марксизма-ленинизма вдохновляют всех и общественных деятелей, и ученых, и изобретателей.

     Приведем несколько примеров. Первый относится к связи между естествознанием и техникой.
     В «Капитале» К. Маркс говорил:
     «В качестве машины средство труда приобретает такую материальную форму существования, которая обусловливает замену человеческой силы силами природы, и эмпирических рутинных приемов-сознательным применением естествознания».
     И далее:
     «Принцип машинного производства — разлагать процесс производства на его составные фазы и разрешать возникающие таким образом задачи посредством применения механики, химии и т. д., короче говоря, естественных паук, — повсюду становится определяющим».
     Сила этих слов Маркса особенно ощутима в наши дни — в эпоху, когда наука становится производительной силой социалистического производства.
     В эти строчки полезно вчитаться изобретателю, создающему новые машины.

     Второй пример относится к одной из самых сложных проблем современной науки — учению о космосе. Каково направление развития космоса? Куда идет Вселенная? Всегда ли она будет существовать?
     Ответы на эти вопросы связаны с самыми насущными проблемами космогонии, космологии и астрофизики. И путь науки здесь освещен гениальными строками «Диалектики природы» Энгельса:
     «Вот вечный круговорот, в котором движется материя, — круговорот, который завершает свою траекторию лишь в такие промежутки времени, для которых наш земной год уже не может служить достаточной единицей измерения; круговорот, в котором время наивысшего развития, время органической жизни и, еще более, время жизни существ, сознающих себя и природу, отмерено столь же скудно, как и то пространство, в пределах которого существует жизнь и самосознание; круговорот, в котором каждая конечная форма существования материи — безразлично, солнце или туманность, отдельное животное или животный вид, химическое соединение или разложение — одинаково преходяща и в котором ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи и законов ее движения и изменения. Но как бы часто и как бы безжалостно ни совершался во времени и в пространстве этот круговорот; сколько бы миллионов солнц и земель ни возникало, и ни погибало; как бы долго ни длилось время, пока в какой-нибудь солнечной системе и только на одной планете не создались условия для органической жизни; сколько бы бесчисленных органических существ ни должно было раньше возникнуть и погибнуть, прежде чем из их среды разовьются животные со способным к мышлению мозгом, находя на короткий срок пригодные для своей жизни условия, чтобы затем быть тоже истребленными без милосердия, — у нас есть уверенность, что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на земле свой высший цвет — мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время».

     Третий пример касается проблем современной физики элементарных частиц. Сейчас физика знает, что элементарные частицы — это не твердые шарики, которые движутся по определенным траекториям. Такая механическая картина давно отвергнута. Известно также, что элементарные частицы нельзя отождествить полностью с электрическими зарядами некоторые частицы электрически нейтральны. Поэтому и электромагнитная картина мира уже не соответствует современным знаниям. Физика ищет новую, более сложную картину мира. О такой более сложной картине мира Ленин говорил в книге «Материализм и эмпириокритицизм».
     А гениальное предвидение того, что классическая физика — снимок с медленных, а новая физика — с гигантски быстрых движений!

     И, наконец, характеристика современного материализма:
     «С точки зрения современного материализма, т. е. марксизма, исторически условны пределы приближения наших знаний к объективной, абсолютной истине, но безусловно существование этой истины, безусловно то, что мы приближаемся к ней. Исторически условны контуры картины, но безусловно то, что эта картина изображает объективно существующую модель. Исторически условно то, когда и при каких условиях мы подвинулись в своем познании сущности вещей до открытия ализарина в каменноугольном дегте или до открытия электронов в атоме, но безусловно то, что каждое такое открытие есть шаг вперед «безусловно объективного познания». Одним словом, исторически условна всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа. Вы скажете это различение относительной и абсолютной истины неопределенно. Я отвечу вам оно как раз настолько «неопределенно», чтобы помешать превращению науки в догму в худом смысле этого слова, в нечто мертвое, застывшее, закостенелое, но оно в то же время как раз настолько «определенно», чтобы отмежеваться самым решительным и бесповоротным образом от фидеизма и от агностицизма, от философского идеализма и от софистики последователей Юма и Канта».

     Это лишь несколько цитат из гениальных книг. Но как они будят мысль, разжигают воображение!
     А каждая из этих книг в целом!
     Какое высокое наслаждение — прочесть их вдумчиво от страницы до страницы и почувствовать вдруг, что стал сильнее и умнее!

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «В блокнот лектора»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее